logo search
Религиозная Философия

§ 8. Софисты

В V в. до н.э. наблюдается оживление политической, хозяйственной и государственной жизни. Усложнялось государственное устройство. Появляются государственные служащие, суды и как следствие этого — судебные работники. Желающие стать чиновником, адвокатом или педагогом должны были для этого учиться. Появляются люди, которые берутся за определенную плату научить этим знаниям и умениям. Эти люди называют себя мудрецами, или, по-гречески, софистами. Однако часто софисты брались обучить людей самым противоположным взглядам. Если человеку нужно было доказать одно, то софист учил его, как это нужно доказать. Если человек платил деньги за то, чтобы доказать обратное, то софист учил его и этому. Становится популярной риторика — ораторское мастерство, искусство убеждать и доказывать, умение красиво говорить. Не доказывать истину, а именно убеждать, находить слабые и сильные аргументы.

Софистика имела под собой философскую, мировоззренческую основу. Наиболее видным представителем софистики является Протагор (480–410 гг. до н. э.). Основные положения его философии можно свести к нескольким основным принципам. Протагор — материалист и считает, что бытие постоянно изменяется. Изменяется не только материальный мир, объект познания, но и субъект, т. е. изменяется абсолютно все. Поэтому всякая вещь соединяет в себе противоположности, и все истинно. Об одной и той же вещи можно высказать противоположные суждения — и оба суждения будут истинными. Поэтому объективной истины не существует. Каждый человек является мерой истины. Протагор произносит одно из самых знаменитых философских высказываний: «Человек есть мера всех вещей», т.е. что кому как кажется, так оно и существует. То, что одному кажется истинным, другому может казаться ложным, что для одного — благо, для другого — зло. Связан с этими положениями и атеизм Протагора. Известно, что афиняне изгнали его из города за слова: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

Таким образом закрепилось в языке слово «софист», означающее человека, которого истина не интересует. Очевидно, что подобная философия не имеет ничего общего с познанием истины, что она представляет интерес лишь для того, кому важно достижение поставленной цели любой ценой.