§ 9. Религиозная философия в ссср и в современной России.
Первые годы после революции были ознаменованы как растущей активностью представителей дореволюционной религиозной мысли, так и нарастанием критики в их адрес со стороны официальной так называемой «марксистско-ленинской философии», в качестве основных дисциплин включавшей в себя диалектический и исторический материализм. В 1922 г. последовала упоминавшаяся уже высылка за границу ряда наиболее видных представителей религиозной и идеалистической мысли. Оставшиеся в России представители этих направлений (свящ. П. Флоренский, С.А. Аскольдов, А.А. Мейер, А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет и др.) подверглись преследованиям и практически были лишены возможности продолжать нормальную философскую деятельность. Тем не менее, им удалось создать ряд философски-значимых произведений.
Уникальной представляется в этом отношении жизнь и деятельность А.Ф. Лосева (1893–1988), выступившего продолжателем философской традиции свящ. П. Флоренского и свящ. С. Булгакова. В 1920-е годы Лосев создает и публикует ряд философских и историко-философских произведений, в которых продолжает разработку концепции всеединства на основе христианского неоплатонизма, идей св. Григория Паламы, софиологии, используя при этом утонченную философскую технику, основанную на диалектике Гегеля, феноменологии Гуссерля, неокантианстве Э. Кассирера. Вслед за Флоренским и Булгаковым Лосев поддержал движение имяславцев и в работе «Философия имени» (1927) представил философское обоснование имяславия. Оригинальная концепция философии религии и культуры представлена им в работе «Диалектика мифа» (1930). После публикации этой работы Лосев был арестован и по возвращении из лагеря был вынужден отказаться от самостоятельного философского творчества и обратиться к темам филологии, эстетики, истории философии. Плодом этих занятий стала фундаментальная «История античной эстетики» (тт. 1–7, 1963–1988). В ряду работ Лосева по истории русской мысли выделяется поздний труд «Вл. Соловьев и его время» (1990).
Интерес к русской религиозной мысли возрождается в России после смерти Сталина и последовавшей за этим частичной либерализации советского режима в период т. наз. «хрущевской оттепели». С Запада начинают проникать работы русских философов, богословов, историков русской мысли. Они способствуют активизации метафизических и религиозных исканий в среде российской интеллигенции. Наряду с традициями русской религиозной мысли в это время распространяются так же идеи восточной, прежде всего, индийской, философии, западный эзотерический традиционализм. Здесь следует отметить начавшееся еще в советское время и получившее развитие в постсоветский период творчество таких мыслителей, как С.С. Аверинцев, В.В. Бибихин, С.С. Хоружий, Г. Померанц, Ю. Мамлеев, А. Пятигорский и др.
С конца 1980-х начинается активная републикация произведений русских философов, по началу носившая преимущественно публицистический характер. Постепенно, однако, налаживается нормальное изучение их жизни и творчества; русская религиозно-философская традиция вновь становится неотъемлемой частью российской культуры, вступает в продуктивный и содержательный диалог с другими философскими направлениями, оказывает значимое влияние на богословскую и гуманитарную научную мысль современности.
- Часть I. Предмет, специфика, основные понятия и методы религиозной философии
- § 1. Задачи изучения философии
- § 2. Предмет религиозной философии
- Часть II. История религиозной философии
- Глава I
- Религиозная философия на древнем востоке
- § 1. Философия и мифология
- § 2. Древняя китайская философия
- § 3. Древняя индийская философия
- Глава II Античная Религиозная философия
- § 1. Религии Древней Греции
- § 2. Милетская школа
- § 3. Пифагор
- § 4. Гераклит
- § 5. Элейская школа
- § 6. Эмпедокл
- § 7. Анаксагор
- § 8. Софисты
- § 9. Сократ
- § 10. Платон
- § 11. Аристотель
- § 12. Эпикур
- §13. Стоицизм
- § 14. Плотин
- Глава III Ранняя Средневековая философия
- § 1. Филон Александрийский
- § 2. Иустин Философ
- § 3. Татиан
- § 4. Климент Александрийский
- § 5. Тертуллиан
- § 6. Ориген
- § 7. Августин
- § 8. Религиозная философия Византии
- § 9. Иоанн Скот Эриугена
- Глава IV Схоластическая философия
- § 1. О понятии схоластики
- § 2. Ансельм Кентерберийский
- § 3. Петр Абеляр
- § 4. Бернард Клервоский
- § 5. Арабская философия
- § 6. Еврейская философия
- § 7. Католицизм в XIII веке
- § 8. Латинский аверроизм. Сигер Брабантский
- § 9. Фома Аквинский
- § 10. Бонавентура
- § 11. Роджер Бэкон
- § 12. Иоанн Дунс Скот
- § 13. Уильям Оккам
- Цитируемая литература
- Глава V философия Эпохи Возрождения
- § 1. Причины возникновения Ренессанса
- § 2. Ренессансный гуманизм
- § 3. Ренессансный платонизм
- § 4. Эразм Роттердамский
- § 5. Реформация. Мартин Лютер и Жан Кальвин
- § 6. Джордано Бруно
- Цитируемая литература
- Глава VI Религиозная ФилософиЯ нового времени
- § 1. Галилео Галилей
- § 2. Рене Декарт
- § 3. Блез Паскаль
- § 4. Бенедикт Спиноза
- §5. Томас Гоббс
- § 6. Джон Локк
- § 7. Лейбниц
- §8. Джордж Беркли
- § 9. Французское Просвещение
- §10. Иммануил Кант
- § 11. Романтизм
- § 12. Шеллинг
- § 13. Гегель
- Цитируемая литература
- Глава VII западная Религиозная ФилософиЯ XIX–XX вв.
- § 1. Атеизм и секуляризм в XIX–XX вв.
- § 2. Философия жизни. Анри Бергсон
- § 3. Сёрен Кьеркегор
- § 4. Философская антропология м. Шелера
- § 5. Экзистенциализм
- § 6. Персонализм
- § 7. Неотомизм
- Цитируемая литература
- Глава VIII русская Религиозная ФилософиЯ
- § 1. Древнерусская мысль
- § 2. Православное образование, богословие и философия в России XVII в.
- § 3. Русская мысль XVIII – начала XIX в.
- § 4. Русская религиозная философия первой половины и середины XIX в.
- § 5. Русская религиозная философия последней четверти XIX в.
- § 6. Религиозная философия Вл. Соловьева
- § 7. Русская религиозная философия начала XX в.
- § 8. Русская религиозная философия после революции 1917 г. Русская эмиграция
- § 9. Религиозная философия в ссср и в современной России.
- Цитируемая литература
- Содержание
- Часть I. 2
- § 1. Задачи изучения философии 2