logo
Религиозная Философия

§ 3. Пифагор

Практически одновременно с Милетской школой зарождается философия на юге Италии. Первым представителем италийской философии является Пифагор (570–500 до н.э.). В городе Кротоне, на юге полуострова он основал свою школу, которая стала называться Пифагорейским союзом. Этот союз существовал длительное время и после смерти Пифагора, напоминая некую монашескую общину.

С самого начала учение Пифагора было эзотерично, и распространять идеи Пифагора было строжайше запрещено. Жизнь членов Пифагорейского союза была весьма упорядоченной. Каждый член этой общины рано утром, прежде чем встать, должен был вспомнить и представить то, что ему предстоит сегодня сделать. Затем, успокоив душу игрой на лире, он начинал занятия. День проходил в непрестанных занятиях, жертвоприношениях богам, купании в море, физических упражнениях. Прежде чем отойти ко сну, каждый член Союза обязан был вспомнить три вещи: что он сделал за сегодняшний день, что он не сделал и что ему предстоит сделать завтра. Главное для пифагорейцев — это стремиться к истине, ибо только это, указывал Пифагор, приближает людей к богу.

Собственно говоря, именно поэтому Пифагор считается основателем термина «философия». Сам Пифагор, говорят, противопоставил себя семи мудрецам (мудрец по-гречески «софос»). Только бог может быть мудрецом, а себя Пифагор считал лишь любителем мудрости, человеком, стремящимся к истине. Ведь «бог телом своим подобен свету, а душою — истине» (Порфирий. Жизнь Пифагора, 41).

Из положений Пифагора можно выделить следующие: 1) учение о числе как о начале мира, 2) его учение о душе и 3) его учение об образе жизни. В своем учении о душе Пифагор многое заимствовал из орфической традиции и так же, как орфики, верил в переселение душ (метемпсихоз). Душа считалась бессмертной, и задачей человека было уподобить себя богу и таким образом прервать бесконечную череду перевоплощений. Пифагор, как и орфики, придерживался дуалистической концепции души и материи, предпочитая тленной материи вечную душу.

Но каким образом можно познать бога? Познать скрытого бога можно лишь при помощи явленного чувственного мира. Но чувственный мир неистинен. Материя, как изменяющаяся и неистинная, не может привести нас к познанию истины. Поэтому нужен посредник между материей и богом. И таким посредником является число, ибо оно есть то, что, с одной стороны, можно четко представить и сосчитать, а с другой — оно непреходяще в отличие от чувственного мира.

Свою идею о числе как первоначале всего сущего Пифагор объяснял на свойственном ему языке. Единица объединяет в себе все числа и является началом всего мира, это символ единства, тождества, равенства, целости. За единицей идет двоица, которая символизирует различие, неравенство, изменчивость, все то, что состоит из частей. Троица — это то, что имеет середину, т. е. все совершенное. А наиболее совершенным числом является десятка. Так как все числа делятся на четные и нечетные, то в мире все подчиняется этим числам. Все состоит из противоположностей: нечетное — четное, предел — беспредельное, единое — многое, правое — левое, мужское — женское, светлое — темное, хорошее — плохое. Все существует в силу гармонии этих противоположностей. Когда перевешивает одна из противоположностей, возникает отсутствие гармонии, что в человеке, в частности, проявляется как болезнь.