logo
Религиозная Философия

§ 1. Древнерусская мысль

В киевский период элементы знаний о философской традиции проникали на Русь главным образом благодаря деятельности болгарских переводчиков, продолжавших традиции Кирилла и Мефодия. На Руси распространяются творения св. отцов, византийские «Хроники», содержащие, кроме набора сведений об античных философах, религиозно-философское осмысление истории, развитое впоследствии в русском летописании (напр. преп. Нестор Летописец), натурфилософские сочинения.

Наиболее значительное в философском отношении произведение киевского периода — «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского. Оно является опытом богословской философии истории, призванной указать место нового христианского народа в мировой истории спасения.

Владимирский и ранний московский период, несмотря на тяжелейшие последствия татаро-монгольского нашествия и ига не стал тем не менее периодом разрыва культурной и духовной преемственности и перерыва в развитии русской мысли. В эту эпоху значительно расширяется круг философски-значимых переводных сочинений, известных русским книжникам. К концу периода русская мысль обретает самобытность, начинает исходить из своих собственных жизненных проблем — социальных, моральных, религиозных.

Этому способствует дальнейшее усложнение и развитие русской культуры в следующий, московский период. Тем не менее, с точки зрения именно истории философии следует отметить, что значительная интеллектуальная активность этой эпохи (борьба с ересью жидовствующих, споры нестяжателей и иосифлян и т.д.) носит преимущественно полемический характер и редко поднимается до серьезных обобщений. Наиболее значительными авторами этого времени следует признать препп. Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, Зиновия Отенского. В это время возникает новая историософская концепция — «Москва — третий Рим» инока Филофея, большое значение для политической мысли имеет переписка князя Курбского и царя Иоанна Грозного.