§ 4. Бернард Клервоский
Кроме стремления согласовать христианство и философию на основе разума существовала и другая направленность в западной схоластике — мистическая. Основным представителем средневекового западного мистицизма является Бернард Клервоский (1091–1153). Еще при жизни Бернарда многие считали его святым, а вскоре после смерти он действительно был канонизирован католической Церковью. Для Бернарда Клервоского характерно полное пренебрежение к философии. Не только на словах, но и на деле Бернард подчеркивал не просто свое равнодушие к философии, но и враждебность к ней. Он указывал, что философия и любое разумное познание Бога приводит лишь к неудачам. Познать Бога можно лишь путем непосредственного Его созерцания.
Тем не менее, науку Бернард не отрицал, признавая ее в той мере, в какой она полезна для познания Бога. Смысл жизни он видел в постижении Бога. Всей своей жизнью, всеми своими делами человек должен заслужить благодать Бога путем любви к Нему и путем смирения. Эта благодать дается не каждому; человек, будучи существом греховным, не может полностью и в один момент исправиться от всех своих грехов. Поэтому всю свою жизнь человек должен стремиться к Богу, чтобы заслужить Его благодать. Человек должен понимать, что зло исходит от его собственной греховной воли, и, отказываясь от своей собственной свободы, от любви к материальному миру, и в первую очередь от любви к себе, человек может сподобиться Божественной благодати. Человек должен осознать свое ничтожество, и только осознав это, он может созерцать Бога. Наиболее полное познание Бога есть состояние экстаза, когда душа уподобляется Богу.
Решая проблему соотношения свободы и благодати, Бернард уверен в необходимости и благодати, и свободной воли: «Отними свободный выбор, и не будет того, чем спасаемся; отними благодать, и не будет того, что есть причина спасения» (4, с. 445). Следуя Августину, Бернард хочет согласовать свободу с благодатью при первенстве благодати и утверждает поэтому, что от человека, от его свободной воли зависит лишь то, согласен ли он принять благодать спасения, даваемую человеку Богом. Благодать действует посредством свободного выбора человека. «Следовательно, надо заботиться о том, чтобы мы, чувствуя, как внутри нас и с нами невидимо совершается это [спасение], не приписывали его своей воле… но только одной благодати, которой Бог полон» (4, с. 473).
- Часть I. Предмет, специфика, основные понятия и методы религиозной философии
- § 1. Задачи изучения философии
- § 2. Предмет религиозной философии
- Часть II. История религиозной философии
- Глава I
- Религиозная философия на древнем востоке
- § 1. Философия и мифология
- § 2. Древняя китайская философия
- § 3. Древняя индийская философия
- Глава II Античная Религиозная философия
- § 1. Религии Древней Греции
- § 2. Милетская школа
- § 3. Пифагор
- § 4. Гераклит
- § 5. Элейская школа
- § 6. Эмпедокл
- § 7. Анаксагор
- § 8. Софисты
- § 9. Сократ
- § 10. Платон
- § 11. Аристотель
- § 12. Эпикур
- §13. Стоицизм
- § 14. Плотин
- Глава III Ранняя Средневековая философия
- § 1. Филон Александрийский
- § 2. Иустин Философ
- § 3. Татиан
- § 4. Климент Александрийский
- § 5. Тертуллиан
- § 6. Ориген
- § 7. Августин
- § 8. Религиозная философия Византии
- § 9. Иоанн Скот Эриугена
- Глава IV Схоластическая философия
- § 1. О понятии схоластики
- § 2. Ансельм Кентерберийский
- § 3. Петр Абеляр
- § 4. Бернард Клервоский
- § 5. Арабская философия
- § 6. Еврейская философия
- § 7. Католицизм в XIII веке
- § 8. Латинский аверроизм. Сигер Брабантский
- § 9. Фома Аквинский
- § 10. Бонавентура
- § 11. Роджер Бэкон
- § 12. Иоанн Дунс Скот
- § 13. Уильям Оккам
- Цитируемая литература
- Глава V философия Эпохи Возрождения
- § 1. Причины возникновения Ренессанса
- § 2. Ренессансный гуманизм
- § 3. Ренессансный платонизм
- § 4. Эразм Роттердамский
- § 5. Реформация. Мартин Лютер и Жан Кальвин
- § 6. Джордано Бруно
- Цитируемая литература
- Глава VI Религиозная ФилософиЯ нового времени
- § 1. Галилео Галилей
- § 2. Рене Декарт
- § 3. Блез Паскаль
- § 4. Бенедикт Спиноза
- §5. Томас Гоббс
- § 6. Джон Локк
- § 7. Лейбниц
- §8. Джордж Беркли
- § 9. Французское Просвещение
- §10. Иммануил Кант
- § 11. Романтизм
- § 12. Шеллинг
- § 13. Гегель
- Цитируемая литература
- Глава VII западная Религиозная ФилософиЯ XIX–XX вв.
- § 1. Атеизм и секуляризм в XIX–XX вв.
- § 2. Философия жизни. Анри Бергсон
- § 3. Сёрен Кьеркегор
- § 4. Философская антропология м. Шелера
- § 5. Экзистенциализм
- § 6. Персонализм
- § 7. Неотомизм
- Цитируемая литература
- Глава VIII русская Религиозная ФилософиЯ
- § 1. Древнерусская мысль
- § 2. Православное образование, богословие и философия в России XVII в.
- § 3. Русская мысль XVIII – начала XIX в.
- § 4. Русская религиозная философия первой половины и середины XIX в.
- § 5. Русская религиозная философия последней четверти XIX в.
- § 6. Религиозная философия Вл. Соловьева
- § 7. Русская религиозная философия начала XX в.
- § 8. Русская религиозная философия после революции 1917 г. Русская эмиграция
- § 9. Религиозная философия в ссср и в современной России.
- Цитируемая литература
- Содержание
- Часть I. 2
- § 1. Задачи изучения философии 2