Китайская философия
Главный интерес китайской философии - это отношения между обществом и человеком.
Китайская философия прагматична. В отличие от индийской, она не опиралась на представления о переселении душ и воздаянии в будущем. Она обращена к практике сегодняшнего дня. Не теория познания, не онтология, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии. Возраст китайской философии как и у индийской – более 2,5 тысяч лет. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Свое начало китайская философия ведет от первых философов даосизма и конфуцианства.
Даосизм
Основатель даосизма – древнекитайский философ Лао-цзы ( VI –V вв. до н.э.). Имя философа – Ли Эр, прозвище Лао-цзы («престарелый мудрец», «престарелый младенец») ученики ему дали позднее. Считается, что он жил в одиночестве и избегал известности. Служил хранителем Библиотеки в царстве Чжоу. Когда государство пришло в упадок, Лао-цзы оставил службу и отправился на Запад. Ехал он верхом на буйволе. На пограничной заставе начальник караула попросил его оставить что-нибудь для родной страны. Лао-цзы молча передал рукопись, сохранившуюся в последствии под названием «Дао дэ цзин» («Путь добродетели») и отправился дальше в путь. Дальнейшая судьба философа неизвестна.
В «Дао дэ цзине» философ излагает мысль о том, что жизнь природы и людей не управляется исключительно «волей неба», а протекает по определенному Пути – Дао. Дао – это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляет основу мира. В мире все находится в движении и изменении. Вещи постоянно переходят в свою противоположность в соответствии с принципами инь и ян. Борьба двух противоположностей – инь (темное, женское, пассивное, слабое, интуитивное начало) и ян (светлое, мужское, активное, сильное, рациональное начало) - источник движения окружающего мира, суть развитие. Как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей. Он должен стремиться не к действию, а к спокойствию. Невмешательство, или «недеяние» («увэй»), созерцательное отношение к действительности – одно из главных требований Дао по отношению к человеку.
Дао – это естественный закон самих вещей, основа мира
Конфуцианство
Имя, данное Конфуцию (551 – 479 гг. до н.э.) при рождении – Кун Цю - ученики переименовали на Кун Фуцзы – «Почтенный Учитель Кун». Рано осиротев, он, тем не менее, многого добился в жизни, однако оставил карьеру чиновника и отправился в странствия. У него были три тысячи учеников, из них 12 находились при нем постоянно. Ему не раз угрожала смертельная опасность. После смерти ученики собрали устные высказывания и диалоги Конфуция в одну книгу – «Лунь юй» («Беседы и суждения»).
Центральное понятие конфуцианства – «жэнь» (человеколюбие, гуманность). Жэнь – закон отношений в обществе и цель нравственного самосовершенствования. Основной принцип жэнь гласит: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Основное правило: избегай крайностей.
Живший во время междоусобных войн и кризиса политической системы, он мечтал об идеальном государстве. Каждый должен знать свое место и заниматься своим делом. Для Конфуция обязанности личности определяются социальным положением человека. В обществе, как и в семье должна быть иерархия власти. «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». Идеальный руководитель помимо основного качества жэнь должен культивировать в себе и, ли, сяо, чжи. И - следование этике справедливости. Ли - деликатность, уравновешенность. Сяо – почтение к родителям. Чжи - мудрость, интеллект. Особое значение философ уделял необходимости соблюдения ритуала (Ли). «Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости. Использование же ритуала приводит людей к согласию и гармонии».
Главное понятие конфуцианства – «жэнь»- означает человеколюбие, гуманность
Основные выводы
Китайская философия прагматична
Главный интерес китайской философии - это отношения между обществом и человеком
Концепция даосизма основывалась на идее гармонизации человека и космоса
Концепция конфуцианства основывалась на этическом регулировании отношений между людьми в обществе.
- Введение. Что такое философия? Философия как любовь к мудрости
- Философия как разновидность мировоззрения
- В чем своеобразие философии
- О философских вопросах
- Структура философии
- Основные функции философии
- Раздел I
- История мировой философии
- Индийская философия
- О философии Востока и Запада
- Индийская философия: основные понятия
- Основные выводы
- Китайская философия
- Античная философия
- Сущность человека - душа. Этика Сократа
- «Майевтика» Сократа
- Платон – автор концепции идей
- Антропология Платона
- Учение Платона о государстве
- Человек – общественное животное
- Аристотель – автор логики
- Кинизм (цинизм). «Ничего лишнего!»
- Эпикуреизм. Счастье – это умеренное наслаждение
- Стоицизм. Счастье – это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм. Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Основные выводы
- Средневековая философия
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Основные идеи философии Возрождения
- Гуманизм
- Философия Реформации
- Философия и политика
- Философия от Декарта до Канта (хvii-хviii вв.)
- Рене Декарт – основатель философии Нового времени
- Метод «картезианского сомнения»
- Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм
- И.Кант – основоположник немецкой классической философии
- Абсолютный нравственный закон
- Философия XIX века Диалектика Гегеля
- Философия Людвига Фейербаха
- Карл Маркс: новые проблемы
- Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени
- Шопенгауэр
- Основные выводы
- Современная философия
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Русская философия
- Федор Достоевский о природе зла
- Лев Толстой о непротивлении злу насилием
- Русские космисты
- Раздел II
- Философия человека
- Человек как основная проблема философии
- Происхождение и развитие человека
- Ч.Дарвин и супершимпанзе
- Для чего живет человек?
- Основные характеристики человека
- Проблема сознания Многообразие подходов
- Происхождение сознания
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Учение о познании
- Чувственное и рациональное познание
- Что есть истина?
- Раздел III
- Духовная жизнь человека
- Философия и научная картина мира
- О картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Основные категории научной картины мира: время
- Основные категории научной картины мира: пространство
- Основные категории научной картины мира: движение
- Философия и религия
- Еще раз о смысле жизни
- Философия искусства
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Раздел IV
- Социальная жизнь
- Философия культуры
- Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблема массовой культуры
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Философия истории
- Концепции однолинейного прогрессивного развития
- Концепции многолинейного развития
- Циклические концепции истории: замкнутые культуры
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Современные концепции
- Россия: диалог между Востоком и Западом
- П.Чаадаев: исторические судьбы России
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Глобальные проблемы современности