Проблема гения
И. Кант делил мир на две части: мир природы и мир свободы. И видел между ними единственный соединяющий их мостик – искусство. По Канту, произведения искусства выше природы и выше свободы. В лице великого ученого он видел проявление таланта, и только в лице художника – проявление гения.
Проблеме различия понятий гения и таланта также посвятил свою книгу «Гений и талант» Юрген Мейер. Он видит различие в том, что «…фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое».
В XIX веке стали говорить о проблеме гениальности и безумия. Итальянский антрополог и криминалист Ч.Ломброзо в своей знаменитой книге "Гениальность и помешательство", опираясь на высказывания Платона, Аристотеля, Паскаля, напрямую связывал безумие и вдохновение, сумасшествие и пророчество. Выделял он также в гениальных людях непомерное самолюбие и мрачность характера: «Меланхолия, уныние, застенчивость, эгоизм - вот жестокая расплата за высшие дарования». Многие с Ломброзо не согласны, считая, что ни психические странности, ни физические недуги не составляют истинной сущности гениальной личности. Никакая болезнь не может стимулировать творчество; талант проявляется не благодаря, а вопреки болезни.
В чем-то сходную позицию проявил в своей психоаналитической теории творчества Зигмунд Фрейд. Согласно Фрейду, в детстве у людей возникает страсть к играм, которая впоследствии переходит в страсть к фантазированию, на основе чего и возникает творчество. В своих лекциях о психоанализе он писал: «Художника обуревают очень сильные порывы влечений, он хотел бы иметь почести, могущество, богатство, славу и женскую любовь, но у него не хватает средств достигнуть этих удовольствий, поэтому он уходит, как и всякий неудовлетворенный, от действительности и переносит все свое либидо …в область фантазии». Таким образом, для Фрейда художественное творчество становится чем-то вроде душевной терапии, а художник – чем-то вроде нервнобольного, борющегося со своим безумием посредством создания художественных образов.
Согласно Карлу Юнгу, отношение между гением и безумием – это ложная проблема. Она возникла в силу того, что существуют два типа творчества – психологический и визионерский. Психологический тип творчества отражает «индивидуальное бессознательное», личный опыт художника, он психологически понятен людям. Визионерский тип отражает «коллективное бессознательное», такое творчество пугает и озадачивает людей жуткими картинами темных уголков души.
Нужно различать гения и гениальность, считает Николай Бердяев. Каждый человек гениален. Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, ни в чем себя не выражающая. Гений – это соединение гениальности и таланта.
Сегодня многие приходят к убеждению в том, что гений – высшая стадия развития человека, это просто совершенный человек. Человек всегда пытается стать кем-то: ученым, художником, строителем, и только став по-настоящему кем-то, постигнув все тонкости профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: в любви, красоте, сострадании.
Гениальность есть внутреннее творчество человека.
- Введение. Что такое философия? Философия как любовь к мудрости
- Философия как разновидность мировоззрения
- В чем своеобразие философии
- О философских вопросах
- Структура философии
- Основные функции философии
- Раздел I
- История мировой философии
- Индийская философия
- О философии Востока и Запада
- Индийская философия: основные понятия
- Основные выводы
- Китайская философия
- Античная философия
- Сущность человека - душа. Этика Сократа
- «Майевтика» Сократа
- Платон – автор концепции идей
- Антропология Платона
- Учение Платона о государстве
- Человек – общественное животное
- Аристотель – автор логики
- Кинизм (цинизм). «Ничего лишнего!»
- Эпикуреизм. Счастье – это умеренное наслаждение
- Стоицизм. Счастье – это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм. Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Основные выводы
- Средневековая философия
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Основные идеи философии Возрождения
- Гуманизм
- Философия Реформации
- Философия и политика
- Философия от Декарта до Канта (хvii-хviii вв.)
- Рене Декарт – основатель философии Нового времени
- Метод «картезианского сомнения»
- Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм
- И.Кант – основоположник немецкой классической философии
- Абсолютный нравственный закон
- Философия XIX века Диалектика Гегеля
- Философия Людвига Фейербаха
- Карл Маркс: новые проблемы
- Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени
- Шопенгауэр
- Основные выводы
- Современная философия
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Русская философия
- Федор Достоевский о природе зла
- Лев Толстой о непротивлении злу насилием
- Русские космисты
- Раздел II
- Философия человека
- Человек как основная проблема философии
- Происхождение и развитие человека
- Ч.Дарвин и супершимпанзе
- Для чего живет человек?
- Основные характеристики человека
- Проблема сознания Многообразие подходов
- Происхождение сознания
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Учение о познании
- Чувственное и рациональное познание
- Что есть истина?
- Раздел III
- Духовная жизнь человека
- Философия и научная картина мира
- О картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Основные категории научной картины мира: время
- Основные категории научной картины мира: пространство
- Основные категории научной картины мира: движение
- Философия и религия
- Еще раз о смысле жизни
- Философия искусства
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Раздел IV
- Социальная жизнь
- Философия культуры
- Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблема массовой культуры
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Философия истории
- Концепции однолинейного прогрессивного развития
- Концепции многолинейного развития
- Циклические концепции истории: замкнутые культуры
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Современные концепции
- Россия: диалог между Востоком и Западом
- П.Чаадаев: исторические судьбы России
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Глобальные проблемы современности