Основные характеристики человека
Философы все время сталкивались с невозможностью положительного определения человека, хотя попытки делали постоянно. «Человек разумный» (homo sapiens), «человек делающий» (homo faber), «человек играющий» (homo ludens) и т.д.. Очевидно, определить человека можно только отрицательно, апофатически (от лат. аpophatikos –отрицательный) - через указание на то, чем он не является. Пять «не»: несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость свидетельствуют не об ущербности человека, а об его исключительном месте в этом мире.
Несводимость означает то, что человек никогда не совпадает ни со своим телом, ни со своей психикой, ни с профессией, ни с делом, ни с вещью, которую он создает, - ни в чем не выражает себя полностью. Человек может сказать: «Я состоялся как врач», но никогда не скажет: «Я состоялся как человек».
Путь к себе обычно закрывают три типа сводимости (отождествления):
отождествление себя с общественным положением, профессией, социальной ролью;
отождествление себя со своими потребностями (богатством, стремлением к безудержным удовольствиям);
отождествление себя с приукрашенным, идеализированным образом самого себя.
Непредопределенность означает внутреннюю независимость человека от судьбы и обстоятельств. Мы, конечно, зависим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне. Как добиться внутренней свободы?
В философии существует понятие «собранного человека», собранного не в психологическом, а в философском смысле. Собранный человек – это человек без «хвостов». Обычно у человека очень много «хвостов» и слабостей. Но у мудрого человека их вообще нет. Что бы ни случилось в мире – государственный переворот, финансовый кризис, социальные потрясения – это его никак всерьез не коснется, он может этих потрясений даже не заметить.
Собранности трудно добиться потому, что душа человека обычно разбросана: часть своей души человек оставляет работе, часть дому, часть общению с друзьями, часть рыбной ловле. В каждой части он всегда односторонен. Только собранному человеку все удается. Нужно всегда полностью присутствовать во всем и везде – на работе, в семье, в любви и даже на рыбалке. Нельзя работать наполовину, так же как нельзя любить на пятьдесят процентов. Только полностью присутствующему здесь и сейчас человеку открывается красота мира, любовь и тайны собственной судьбы.
Незаменимость и неповторимость человека прежде всего выражается в том, что он должен найти свое дело. У каждого человека есть свое дело, призвание. Это дело может быть любым: от открытия новых физических законов до забивания гвоздя. Забивать гвоздь, писал американский писатель Генрих Торо (1817-1862), надо так прочно, чтобы и, проснувшись среди ночи, можно было думать о своей работе с удовольствием. Тогда и Бог тебе поможет. Каждый забитый гвоздь что-то держит в мироздании, Вселенной, и в этом - твоя заслуга.
Невыразимость – фундаментальная характеристика человека, указывающая на важное обстоятельство: самое главное и самое глубокое в человеке неуловимо и невыразимо.
Человек – это главная тайна мира
- Введение. Что такое философия? Философия как любовь к мудрости
- Философия как разновидность мировоззрения
- В чем своеобразие философии
- О философских вопросах
- Структура философии
- Основные функции философии
- Раздел I
- История мировой философии
- Индийская философия
- О философии Востока и Запада
- Индийская философия: основные понятия
- Основные выводы
- Китайская философия
- Античная философия
- Сущность человека - душа. Этика Сократа
- «Майевтика» Сократа
- Платон – автор концепции идей
- Антропология Платона
- Учение Платона о государстве
- Человек – общественное животное
- Аристотель – автор логики
- Кинизм (цинизм). «Ничего лишнего!»
- Эпикуреизм. Счастье – это умеренное наслаждение
- Стоицизм. Счастье – это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм. Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Основные выводы
- Средневековая философия
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Основные идеи философии Возрождения
- Гуманизм
- Философия Реформации
- Философия и политика
- Философия от Декарта до Канта (хvii-хviii вв.)
- Рене Декарт – основатель философии Нового времени
- Метод «картезианского сомнения»
- Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм
- И.Кант – основоположник немецкой классической философии
- Абсолютный нравственный закон
- Философия XIX века Диалектика Гегеля
- Философия Людвига Фейербаха
- Карл Маркс: новые проблемы
- Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени
- Шопенгауэр
- Основные выводы
- Современная философия
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Русская философия
- Федор Достоевский о природе зла
- Лев Толстой о непротивлении злу насилием
- Русские космисты
- Раздел II
- Философия человека
- Человек как основная проблема философии
- Происхождение и развитие человека
- Ч.Дарвин и супершимпанзе
- Для чего живет человек?
- Основные характеристики человека
- Проблема сознания Многообразие подходов
- Происхождение сознания
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Учение о познании
- Чувственное и рациональное познание
- Что есть истина?
- Раздел III
- Духовная жизнь человека
- Философия и научная картина мира
- О картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Основные категории научной картины мира: время
- Основные категории научной картины мира: пространство
- Основные категории научной картины мира: движение
- Философия и религия
- Еще раз о смысле жизни
- Философия искусства
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Раздел IV
- Социальная жизнь
- Философия культуры
- Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблема массовой культуры
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Философия истории
- Концепции однолинейного прогрессивного развития
- Концепции многолинейного развития
- Циклические концепции истории: замкнутые культуры
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Современные концепции
- Россия: диалог между Востоком и Западом
- П.Чаадаев: исторические судьбы России
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Глобальные проблемы современности