logo
2007 сборник лекций

Учение Платона о государстве

Платон выделяет семь типов государства: шесть типов существующих государств и «государство будущего». Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия - справедливая власть одного человека;

тирания - несправедливая власть одного человека;

аристократия - справедливая власть меньшинства;

олигархия - несправедливая власть меньшинства;

демократия - справедливая власть большинства;

тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия (власть большинства) редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

В идеальном государстве:

• все население государства делится на три сословия — философы, воины, работники;

• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

• воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;

• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством.

Платон - основоположник идеалистического направления в философии

Философия Аристотеля

Аристотель (384 - 322, гг. до н. э.) - ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение, в котором перенес акцент с идеи на форму.

Аристотель, рассматривая отдельные вещи (камень, растение, животное, человека), всякий раз выделяет материю и форму. В бронзовой статуе материя - это бронза, а форма - очертания статуи. В отдельном человеке его материя - это кости и мясо, а форма? А форма - душа. Для животного формой является животная душа, для растения - растительная душа. Что важнее - материя или форма? На первый взгляд, кажется, что материя, но Аристотель с этим не согласен. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Материя - это возможность бытия, а форма осуществление.

Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Форма (растительная, животная, человеческая душа) намного иерархичней. Поднимаясь по лестнице форм, мы видим, что значение материи ослабевает, а формы - возрастает. А если заявить, что есть чистая форма, освобожденная от материи? Тем самым мы обнаружим перводвигатель всего. Для Аристотеля таким перводвигателем логично стал Бог.

Аристотель по праву гордился тем, что им была развита проблема цели. Цель - по-гречески телеос, учение о цели называется телеологией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты.

Подытожим сказанное. Все существующее имеет четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую, целевую. Форма («то, что») - сущность вещи. Материал («то, из чего»)– субстрат вещи. Причина («то, откуда») - начало всех начал (Бог). Цель («то, для чего») - высшей целью является Благо (счастье).

Все существующее Аристотель пытается высказать не только через 4 причины, но и через категории (в переводе с греч. категория - высказывание). 10 категориями бытия являются:

Рассмотрим пример: некий студент Петров дремлет на лекции по античной философии. Он существует? Да. Потому, что обладает сущностью (студент Петров) и свойствами бытия: качество (молодой человек); количество (один); отношение (в отличие от других студентов группы); место (в аудитории колледжа); время (в настоящий момент); состояние (полулежит); обладание (одет в джинсовый костюм); действие (спит); страдание (блаженствует).