Учение Платона о государстве
Платон выделяет семь типов государства: шесть типов существующих государств и «государство будущего». Среди шести существующих типов Платоном указываются:
• монархия - справедливая власть одного человека;
• тирания - несправедливая власть одного человека;
• аристократия - справедливая власть меньшинства;
• олигархия - несправедливая власть меньшинства;
• демократия - справедливая власть большинства;
• тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия (власть большинства) редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
В идеальном государстве:
• все население государства делится на три сословия — философы, воины, работники;
• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
• воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;
• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством.
Платон - основоположник идеалистического направления в философии
Философия Аристотеля
Аристотель (384 - 322, гг. до н. э.) - ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение, в котором перенес акцент с идеи на форму.
Аристотель, рассматривая отдельные вещи (камень, растение, животное, человека), всякий раз выделяет материю и форму. В бронзовой статуе материя - это бронза, а форма - очертания статуи. В отдельном человеке его материя - это кости и мясо, а форма? А форма - душа. Для животного формой является животная душа, для растения - растительная душа. Что важнее - материя или форма? На первый взгляд, кажется, что материя, но Аристотель с этим не согласен. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Материя - это возможность бытия, а форма – осуществление.
Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Форма (растительная, животная, человеческая душа) намного иерархичней. Поднимаясь по лестнице форм, мы видим, что значение материи ослабевает, а формы - возрастает. А если заявить, что есть чистая форма, освобожденная от материи? Тем самым мы обнаружим перводвигатель всего. Для Аристотеля таким перводвигателем логично стал Бог.
Аристотель по праву гордился тем, что им была развита проблема цели. Цель - по-гречески телеос, учение о цели называется телеологией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты.
Подытожим сказанное. Все существующее имеет четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую, целевую. Форма («то, что») - сущность вещи. Материал («то, из чего»)– субстрат вещи. Причина («то, откуда») - начало всех начал (Бог). Цель («то, для чего») - высшей целью является Благо (счастье).
Все существующее Аристотель пытается высказать не только через 4 причины, но и через категории (в переводе с греч. категория - высказывание). 10 категориями бытия являются:
сущность: дома, лошади, люди, горы;
качество: зеленый, массивный, храбрый;
количество: метр, тонна;
отношение: половина; больше, чем;
место: на площади;
время: в прошлом году, вчера;
состояние (положение): сидит, стоит;
обладание: обут, одет в костюм;
действие: режет, бросает;
страдание (то, что происходит с сущностью): горит, задыхается.
Рассмотрим пример: некий студент Петров дремлет на лекции по античной философии. Он существует? Да. Потому, что обладает сущностью (студент Петров) и свойствами бытия: качество (молодой человек); количество (один); отношение (в отличие от других студентов группы); место (в аудитории колледжа); время (в настоящий момент); состояние (полулежит); обладание (одет в джинсовый костюм); действие (спит); страдание (блаженствует).
- Введение. Что такое философия? Философия как любовь к мудрости
- Философия как разновидность мировоззрения
- В чем своеобразие философии
- О философских вопросах
- Структура философии
- Основные функции философии
- Раздел I
- История мировой философии
- Индийская философия
- О философии Востока и Запада
- Индийская философия: основные понятия
- Основные выводы
- Китайская философия
- Античная философия
- Сущность человека - душа. Этика Сократа
- «Майевтика» Сократа
- Платон – автор концепции идей
- Антропология Платона
- Учение Платона о государстве
- Человек – общественное животное
- Аристотель – автор логики
- Кинизм (цинизм). «Ничего лишнего!»
- Эпикуреизм. Счастье – это умеренное наслаждение
- Стоицизм. Счастье – это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм. Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Основные выводы
- Средневековая философия
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Основные идеи философии Возрождения
- Гуманизм
- Философия Реформации
- Философия и политика
- Философия от Декарта до Канта (хvii-хviii вв.)
- Рене Декарт – основатель философии Нового времени
- Метод «картезианского сомнения»
- Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм
- И.Кант – основоположник немецкой классической философии
- Абсолютный нравственный закон
- Философия XIX века Диалектика Гегеля
- Философия Людвига Фейербаха
- Карл Маркс: новые проблемы
- Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени
- Шопенгауэр
- Основные выводы
- Современная философия
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Русская философия
- Федор Достоевский о природе зла
- Лев Толстой о непротивлении злу насилием
- Русские космисты
- Раздел II
- Философия человека
- Человек как основная проблема философии
- Происхождение и развитие человека
- Ч.Дарвин и супершимпанзе
- Для чего живет человек?
- Основные характеристики человека
- Проблема сознания Многообразие подходов
- Происхождение сознания
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Учение о познании
- Чувственное и рациональное познание
- Что есть истина?
- Раздел III
- Духовная жизнь человека
- Философия и научная картина мира
- О картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Основные категории научной картины мира: время
- Основные категории научной картины мира: пространство
- Основные категории научной картины мира: движение
- Философия и религия
- Еще раз о смысле жизни
- Философия искусства
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Раздел IV
- Социальная жизнь
- Философия культуры
- Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблема массовой культуры
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Философия истории
- Концепции однолинейного прогрессивного развития
- Концепции многолинейного развития
- Циклические концепции истории: замкнутые культуры
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Современные концепции
- Россия: диалог между Востоком и Западом
- П.Чаадаев: исторические судьбы России
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Глобальные проблемы современности