Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) - яркий представитель иррационализма. Основная идея иррационализма: окружающий мир - это хаос, не управляемый Разумом (как считал Гегель), а подчиняющийся мировой воле. Воля универсальна (механические, гравитационные силы; сила растений, жизнь животных, поведение человека суть различные проявления воли). Воля противоречива: все в мире находится в борьбе друг с другом. Так, человек в Другом видит и вечного врага, и желанный объект удовлетворения своих эгоистических потребностей. В противоречивости - трагедия воли человека. Этот мир Шопенгауэр называл «наихудшим из возможных миров», за что и получил прозвище «философа пессимизма».
Пессимизм философа однако имеет свои пределы: он полагает, что человек способен вырваться из тисков мировой воли. Первое, что может помочь ему в этом, - искусство. В искусстве предмет созерцается незаинтересованно, без корысти. Человек искусства уже не ощущает себя центром мира; у него появляется предчувствие единства с миром. Однако искусство – удел немногих.
Путь к освобождению человека открывает также и повседневность. Первый шаг – признание других равными себе, чувство справедливости. Чувство справедливости рождает – сострадание, отождествление себя с другими. Однако для окончательного «поворота воли» необходим путь аскетизма – добровольной нищеты, ухода из мира.
Сын банкира и писательницы, Артур Шопенгауэр всю жизнь интересовался восточной философией и философией Канта. Подобно Канту, он верил в бескорыстную силу искусства. Подобно буддистам, признавал неизбежность страданий и возможность просветления через аскетизм. Сын банкира не раз говорил: «Моя философия не дала мне никаких доходов, но она избавила меня от ненужных трат».
Шопенгауэр – яркий представитель иррационализма
Ницше
Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".
Ницше против диктата науки и логоцентризма. Никаких восторгов по поводу прогресса: прогресса нет, человечество деградирует. Он ставит под сомнение истину: нужна ли она? Зачем религия, - идет он дальше, - давайте скажем: «Бог умер». Наука и религия делают человека рабом – это главный вывод Ницше из всей истории Нового времени.
Цель новой философии, по Ницше, — помочь человеку максимально полно реализовать себя в жизни.
В каждом человеке борются два начала: аполлоновское и дионисийское. Аполлон символизирует порядок и гармонию, а Дионис - хаос и избыток сил. Европейский человек слишком часто подавлял в себе дионисийское начало в угоду аполлоновского. Дионис древнее Аполлона: человек должен сделать свой выбор в пользу страстей и иррациональной воли к власти. Симпатии Ницше на стороне сильных личностей, его главный лозунг – «Живи опасно!».
Как от обезьяны произошел человек, так в результате борьбы за выживание европейский человек должен эволюционировать в Сверхчеловека. Сверхчеловек, считал Ницше, - это гений и бунтарь. Истинно сверхчеловечны только философы, художники и святые.
Философия Ницше завершает собой философию Нового времени. Символично, что сам Ницше умирает в 1900 г., на пороге ХХ века.
Ницше - основатель "философии жизни"
- Введение. Что такое философия? Философия как любовь к мудрости
- Философия как разновидность мировоззрения
- В чем своеобразие философии
- О философских вопросах
- Структура философии
- Основные функции философии
- Раздел I
- История мировой философии
- Индийская философия
- О философии Востока и Запада
- Индийская философия: основные понятия
- Основные выводы
- Китайская философия
- Античная философия
- Сущность человека - душа. Этика Сократа
- «Майевтика» Сократа
- Платон – автор концепции идей
- Антропология Платона
- Учение Платона о государстве
- Человек – общественное животное
- Аристотель – автор логики
- Кинизм (цинизм). «Ничего лишнего!»
- Эпикуреизм. Счастье – это умеренное наслаждение
- Стоицизм. Счастье – это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм. Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Основные выводы
- Средневековая философия
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Основные идеи философии Возрождения
- Гуманизм
- Философия Реформации
- Философия и политика
- Философия от Декарта до Канта (хvii-хviii вв.)
- Рене Декарт – основатель философии Нового времени
- Метод «картезианского сомнения»
- Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм
- И.Кант – основоположник немецкой классической философии
- Абсолютный нравственный закон
- Философия XIX века Диалектика Гегеля
- Философия Людвига Фейербаха
- Карл Маркс: новые проблемы
- Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени
- Шопенгауэр
- Основные выводы
- Современная философия
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Русская философия
- Федор Достоевский о природе зла
- Лев Толстой о непротивлении злу насилием
- Русские космисты
- Раздел II
- Философия человека
- Человек как основная проблема философии
- Происхождение и развитие человека
- Ч.Дарвин и супершимпанзе
- Для чего живет человек?
- Основные характеристики человека
- Проблема сознания Многообразие подходов
- Происхождение сознания
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Учение о познании
- Чувственное и рациональное познание
- Что есть истина?
- Раздел III
- Духовная жизнь человека
- Философия и научная картина мира
- О картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Основные категории научной картины мира: время
- Основные категории научной картины мира: пространство
- Основные категории научной картины мира: движение
- Философия и религия
- Еще раз о смысле жизни
- Философия искусства
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Раздел IV
- Социальная жизнь
- Философия культуры
- Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблема массовой культуры
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Философия истории
- Концепции однолинейного прогрессивного развития
- Концепции многолинейного развития
- Циклические концепции истории: замкнутые культуры
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Современные концепции
- Россия: диалог между Востоком и Западом
- П.Чаадаев: исторические судьбы России
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Глобальные проблемы современности