logo
2007 сборник лекций

Федор Достоевский о природе зла

Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) удивительно глубоко проанализировал природу зла. По его мнению, зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Человек не хочет счастья принудительно. Человек готов на любую глупость, даже на преступление, лишь бы не быть «винтиком» в руках судьбы и сильных мира сего. Он согласен на несчастья и страдания, лишь бы остаться свободным. Вот почему главные герои Достоевского – люди, решившиеся на преступление (Раскольников, Карамазов, Шатов и другие).

Можно избавить мир от зла, но для этого нужно отнять у людей свободу. В таком мире все будут счастливы, но это будет счастье механическое. (Интересно, что все деспотические режимы успешно боролись с преступностью, жестоко карая любое нарушение закона: Гитлер, например, в один день покончил с безбилетниками, расстреляв пару человек. От преступности в таком обществе избавляются быстро, но люди становятся совершенно рабами государственной машины). Добро и зло, святость и порок, любовь и подлость в человеке нераздельны. Способность к злу, агрессивность зачастую связана с талантом, упрямством в достижении целей, смелостью.

То, что влечет отдельных людей к преступлению, влечет и общество к революции. Реформаторы, уверенные, что достаточно уничтожить несправедливые условия – и зло исчезнет, творят еще большее зло. Революция не уничтожает зло, потому что зло не во внешних обстоятельствах, а во внутренней природе человека. Человек должен победить зло в себе, внутренне освободиться. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

• путь человекобожества;

• путь богочеловека.

Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным и спасительным для современного человека.