logo
2007 сборник лекций

«Майевтика» Сократа

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы - диалога. Искусство диалога («диалектика») у Сократа получило название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы давать готовую истину, а в том, чтобы с помощью логических приемов, наводящих вопросов подводить собеседника к самостоятельному нахождению истины. При этом Сократ выделял три этапа: дисквалификация себя и собеседника (отсюда афоризм "Я знаю, что ничего не знаю"), ирония, рождение мысли.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

Сократ – автор диалогического метода нахождения истины

Платон и Аристотель