logo
2007 сборник лекций

Китайская философия

Главный интерес китайской философии - это отношения между обществом и человеком.

Китайская философия прагматична. В отличие от индийской, она не опиралась на представления о переселении душ и воздаянии в будущем. Она обращена к практике сегодняшнего дня. Не теория познания, не онтология, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии. Возраст китайской философии как и у индийской – более 2,5 тысяч лет. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;

• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

Свое начало китайская философия ведет от первых философов даосизма и конфуцианства.

Даосизм

Основатель даосизма – древнекитайский философ Лао-цзы ( VI –V вв. до н.э.). Имя философа – Ли Эр, прозвище Лао-цзы («престарелый мудрец», «престарелый младенец») ученики ему дали позднее. Считается, что он жил в одиночестве и избегал известности. Служил хранителем Библиотеки в царстве Чжоу. Когда государство пришло в упадок, Лао-цзы оставил службу и отправился на Запад. Ехал он верхом на буйволе. На пограничной заставе начальник караула попросил его оставить что-нибудь для родной страны. Лао-цзы молча передал рукопись, сохранившуюся в последствии под названием «Дао дэ цзин» («Путь добродетели») и отправился дальше в путь. Дальнейшая судьба философа неизвестна.

В «Дао дэ цзине» философ излагает мысль о том, что жизнь природы и людей не управляется исключительно «волей неба», а протекает по определенному Пути – Дао. Дао – это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляет основу мира. В мире все находится в движении и изменении. Вещи постоянно переходят в свою противоположность в соответствии с принципами инь и ян. Борьба двух противоположностей – инь (темное, женское, пассивное, слабое, интуитивное начало) и ян (светлое, мужское, активное, сильное, рациональное начало) - источник движения окружающего мира, суть развитие. Как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей. Он должен стремиться не к действию, а к спокойствию. Невмешательство, или «недеяние» («увэй»), созерцательное отношение к действительности – одно из главных требований Дао по отношению к человеку.

Дао – это естественный закон самих вещей, основа мира

Конфуцианство

Имя, данное Конфуцию (551 – 479 гг. до н.э.) при рождении – Кун Цю - ученики переименовали на Кун Фуцзы – «Почтенный Учитель Кун». Рано осиротев, он, тем не менее, многого добился в жизни, однако оставил карьеру чиновника и отправился в странствия. У него были три тысячи учеников, из них 12 находились при нем постоянно. Ему не раз угрожала смертельная опасность. После смерти ученики собрали устные высказывания и диалоги Конфуция в одну книгу – «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Центральное понятие конфуцианства – «жэнь» (человеколюбие, гуманность). Жэнь – закон отношений в обществе и цель нравственного самосовершенствования. Основной принцип жэнь гласит: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Основное правило: избегай крайностей.

Живший во время междоусобных войн и кризиса политической системы, он мечтал об идеальном государстве. Каждый должен знать свое место и заниматься своим делом. Для Конфуция обязанности личности определяются социальным положением человека. В обществе, как и в семье должна быть иерархия власти. «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». Идеальный руководитель помимо основного качества жэнь должен культивировать в себе и, ли, сяо, чжи. И - следование этике справедливости. Ли - деликатность, уравновешенность. Сяо – почтение к родителям. Чжи - мудрость, интеллект. Особое значение философ уделял необходимости соблюдения ритуала (Ли). «Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости. Использование же ритуала приводит людей к согласию и гармонии».

Главное понятие конфуцианства – «жэнь»- означает человеколюбие, гуманность

Основные выводы