Для чего живет человек?
У человека есть две жизни: одна, в которой мы живем как заведенные автоматы, приспосабливаясь к окружающему миру и обществу; и вторая, в которую мы впадаем в редкие минуты, когда любим, творим, делаем добро. С точки зрения философии, это и есть истинная жизнь. Любовь, красота, добро – сверхъестественны, эти вещи не имеют естественных причин для своего появления. Если совершил добро, то беспричинно. Нет таких законов в мире, по которым мы должны любить друг друга или автоматически делать добро. Как говорил замечательный российский философ Мераб Мамардашвили (1930-1990), человек существует не как данность (например, предмет- стол или стул); человека вообще нет как чего-то готового, завершенного, постоянного. Человек – это стремление быть человеком. Нет стремления – нет и человека.
В мире нет в чистом виде ни совести, ни добра, ни красоты, рассуждает философ. И все же они случаются. И все же человек стремится к добру и красоте, хотя это почти нечеловеческая задача, бесконечная. А человек конечен. Ему жизни не хватит на достижение этих совершенств. Стремиться к тому, на что не хватит жизни, - это и есть человеческое предназначение.
Но оставить свой след возможно только, если я живу своей жизнью. Разве это возможно? В мире уже все сказано, все сделано, все написано, в этом мире нет для меня места, остается только повторять чужое, не выполняя своего предназначения.
Жить своей жизнью – значит найти то пустое место, которое оставлено только для меня.
- Введение. Что такое философия? Философия как любовь к мудрости
- Философия как разновидность мировоззрения
- В чем своеобразие философии
- О философских вопросах
- Структура философии
- Основные функции философии
- Раздел I
- История мировой философии
- Индийская философия
- О философии Востока и Запада
- Индийская философия: основные понятия
- Основные выводы
- Китайская философия
- Античная философия
- Сущность человека - душа. Этика Сократа
- «Майевтика» Сократа
- Платон – автор концепции идей
- Антропология Платона
- Учение Платона о государстве
- Человек – общественное животное
- Аристотель – автор логики
- Кинизм (цинизм). «Ничего лишнего!»
- Эпикуреизм. Счастье – это умеренное наслаждение
- Стоицизм. Счастье – это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм. Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Основные выводы
- Средневековая философия
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Основные идеи философии Возрождения
- Гуманизм
- Философия Реформации
- Философия и политика
- Философия от Декарта до Канта (хvii-хviii вв.)
- Рене Декарт – основатель философии Нового времени
- Метод «картезианского сомнения»
- Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм
- И.Кант – основоположник немецкой классической философии
- Абсолютный нравственный закон
- Философия XIX века Диалектика Гегеля
- Философия Людвига Фейербаха
- Карл Маркс: новые проблемы
- Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени
- Шопенгауэр
- Основные выводы
- Современная философия
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Русская философия
- Федор Достоевский о природе зла
- Лев Толстой о непротивлении злу насилием
- Русские космисты
- Раздел II
- Философия человека
- Человек как основная проблема философии
- Происхождение и развитие человека
- Ч.Дарвин и супершимпанзе
- Для чего живет человек?
- Основные характеристики человека
- Проблема сознания Многообразие подходов
- Происхождение сознания
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Учение о познании
- Чувственное и рациональное познание
- Что есть истина?
- Раздел III
- Духовная жизнь человека
- Философия и научная картина мира
- О картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Основные категории научной картины мира: время
- Основные категории научной картины мира: пространство
- Основные категории научной картины мира: движение
- Философия и религия
- Еще раз о смысле жизни
- Философия искусства
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Раздел IV
- Социальная жизнь
- Философия культуры
- Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблема массовой культуры
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Философия истории
- Концепции однолинейного прогрессивного развития
- Концепции многолинейного развития
- Циклические концепции истории: замкнутые культуры
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Современные концепции
- Россия: диалог между Востоком и Западом
- П.Чаадаев: исторические судьбы России
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Глобальные проблемы современности