logo
2007 сборник лекций

Философия и религия

В соотношении философии и религии интересны, прежде всего, два момента: проблема веры и проблема смысла жизни. Обе эти проблемы, с одной стороны, составляют важнейшую часть любой религии и, с другой стороны, имеют глубоко философское значение.

Вера

Вера, с точки зрения русских религиозных философов, – это возможность сверхчувственного опыта. Но что представляет собой такой опыт? Есть ли, например, религиозно одаренные люди? Рассмотрим религиозный опыт, сравнивая его с опытом эстетическим (музыкальным).

Слушая прекрасное музыкальное произведение, человек, музыкально одаренный, кроме звуков и мелодии слышит еще что-то за пределами звуков, то невыразимое, что называется красотой, то, что непосредственно воспринимает наша душа. Видимая форма, писал русский философ Семен Франк (1877-1950), потому прекрасна, что она воспринимается как знак незримой, но опытно данной реальности. Невидимой, но абсолютно реальной. Звуки музыки, стихотворение, красота человеческого лица - вдруг! – ударяют в самое сердце, пробуждают в нас волнение, смутную весть об иной жизни. Мы абсолютно достоверно сталкиваемся с силой высшего порядка.

И эстетический, и духовный опыт связаны с опытом религиозным. Но поскольку внимание человека приковано к видимому, осязаемому, то все незримое склонно от него ускользать. Был знак - реальное присутствие сверхчувственного - в любви, музыке, молитве – и оказался утерянным. В том числе по закону энтропии – рассеивания духовной энергии. Для глухих нет красоты в музыке, но гораздо больше людей не глухих, но не музыкальных. То есть для очень большого числа людей сверхчувственный опыт – пустой звук.

Можно наслаждаться музыкой и при этом считать, что ее суть – это «приятные» эмоции. Можно верить в Бога, но сомневаться в возможности встречи с Ним. Можно вообще превратить веру в акт послушания, покорность религиозных фанатиков.

Франк же считал, что вера – это прямое усмотрение истины веры, то есть личная, достоверная встреча с Богом. Это возможно, если мы, живя целиком в настоящем (а не в мечтах и религиозном млении), живя глубиной сердца, будучи «собранными» людьми (прежде всего, в духовной практике молитвы), сможем воспринять сверхчувственное присутствие Его. Современный ученый и философ Сергей Аверинцев (1937-2004) предупреждает – не надо в религиозном опыте искать мистики:

«…Всуе мудрецы

Об адамантовых учили гранях,

О стенах из огня, о кривизне

пространства: тот незнаемый предел,

что отделяет ум земной от Бога,

есть наше невнимание. Когда б

нам захотеть всей волею – тотчас

открылось бы, как близок Бог. Едва

достанет места преклонить колена»

(из стихотворения «Благовещение»)

Вера – не только связь с невидимыми вещами, с Богом. Само существование внешнего мира зачастую утверждается верой, держится на ней. Все, что лежит в основе знания, - недоказуемо (как аксиома о параллельных прямых, без которой не построить основание науки). Кстати, многие выдающиеся ученые XX века были искренно верующими людьми. Мы также достоверно знаем о том, что глубокие отношения не построить с человеком, если в него не верить.