Происхождение и развитие человека
Происхождение человека – это тайна, которую пока не удалось объяснить никакими научными теориями. Не удалось объяснить и тайну возникновения жизни. До сих пор неизвестно, была ли жизнь занесена на Землю из космоса или возникла на самой планете химическим путем. Для того, чтобы возникла жизнь на Земле, необходимы были десятки факторов:
расположение солнечной системы на самом краю Галактики, в относительно спокойном месте;
оптимальное расстояние до Солнца (на Венере слишком жарко, на Марсе слишком холодно);
объем Земли (малые планеты не удерживают атмосферы, а на больших она жидкая и ядовитая), и т.д..
Но и возникнув, жизнь не обязательно должна была развиваться до человека, она вполне могла существовать в виде грибков или плесени. Во Вселенной нет однонаправленного развития в сторону усложнения, наоборот – Вселенная стремится из состояния упорядоченности к хаосу, от сложного – к более простому.
То, что возник человек - совершеннейшая случайность, непредсказуемая мутация. Природа наобум перепробовала десятки вариантов: питекантропы, неандертальцы, пока не возникли кроманьонцы (у которых был чуть больше мозг, быстрее скорость реакции). Кроманьонцы начали с того, что перебили своих конкурентов и стали быстро распространяться на Земле. А могли бы и не выжить, потому что неандертальцы были сильнее.
А человек сегодняшний? Homo sapiens (человек разумный) совершенно не приспособлен к природе и не должен был бы выжить. Чтобы человек мог рождаться совершенно готовым к жизни (как жеребенок, который через несколько часов после рождения самостоятельно передвигается и питается), человек должен был бы проводить в утробе матери 21 месяц. Мы рождаемся недоношенными. Ребенок человека не может жить самостоятельно долгие годы, ни одно животное не может себе позволить такую роскошь – до 10-15 лет кормить и обучать собственное дитя.
Но эта неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека. Человек рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно. Из него можно вылепить что угодно: вырастет среди волков – будет волком, среди обезьян – обезьяной, а среди людей, - если повезет, может стать человеком.
Много лет в материалистической философии (откройте любой учебник) господствовала точка зрения, согласно которой человека человеком сделал труд. Это положение сейчас некоторым философам, например, Л.Мамфорду представляется неверным: каменные топоры, дубины просуществовали миллион лет, не подвергаясь почему-то со стороны человека никаким усовершенствованиям - животные преуспели здесь значительно больше (плотины бобров, геометрические формы пчелиных сот свидетельствуют о поразительном развитии технических навыков животных).
Человек обладал гораздо большей умственной энергией, чем требовалось для животной жизни. На что шла эта энергия? При раскопках археологи не всегда находили орудия труда, но почти всегда – предметы религиозного культа или примитивного искусства. Человек – не столько животное, производящее орудия труда, сколько производящее культурные символы (ритуалы, рисунки, письмо, язык). Человек – символическое животное.
Борьба за существование не полностью завладела огромной энергией и жизнеспособностью человека и не отвлекла его от более насущной потребности: вносить порядок и смысл в каждый момент своей жизни.
- Введение. Что такое философия? Философия как любовь к мудрости
- Философия как разновидность мировоззрения
- В чем своеобразие философии
- О философских вопросах
- Структура философии
- Основные функции философии
- Раздел I
- История мировой философии
- Индийская философия
- О философии Востока и Запада
- Индийская философия: основные понятия
- Основные выводы
- Китайская философия
- Античная философия
- Сущность человека - душа. Этика Сократа
- «Майевтика» Сократа
- Платон – автор концепции идей
- Антропология Платона
- Учение Платона о государстве
- Человек – общественное животное
- Аристотель – автор логики
- Кинизм (цинизм). «Ничего лишнего!»
- Эпикуреизм. Счастье – это умеренное наслаждение
- Стоицизм. Счастье – это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм. Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Основные выводы
- Средневековая философия
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Основные идеи философии Возрождения
- Гуманизм
- Философия Реформации
- Философия и политика
- Философия от Декарта до Канта (хvii-хviii вв.)
- Рене Декарт – основатель философии Нового времени
- Метод «картезианского сомнения»
- Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм
- И.Кант – основоположник немецкой классической философии
- Абсолютный нравственный закон
- Философия XIX века Диалектика Гегеля
- Философия Людвига Фейербаха
- Карл Маркс: новые проблемы
- Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени
- Шопенгауэр
- Основные выводы
- Современная философия
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Русская философия
- Федор Достоевский о природе зла
- Лев Толстой о непротивлении злу насилием
- Русские космисты
- Раздел II
- Философия человека
- Человек как основная проблема философии
- Происхождение и развитие человека
- Ч.Дарвин и супершимпанзе
- Для чего живет человек?
- Основные характеристики человека
- Проблема сознания Многообразие подходов
- Происхождение сознания
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Учение о познании
- Чувственное и рациональное познание
- Что есть истина?
- Раздел III
- Духовная жизнь человека
- Философия и научная картина мира
- О картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Основные категории научной картины мира: время
- Основные категории научной картины мира: пространство
- Основные категории научной картины мира: движение
- Философия и религия
- Еще раз о смысле жизни
- Философия искусства
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Раздел IV
- Социальная жизнь
- Философия культуры
- Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблема массовой культуры
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Философия истории
- Концепции однолинейного прогрессивного развития
- Концепции многолинейного развития
- Циклические концепции истории: замкнутые культуры
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Современные концепции
- Россия: диалог между Востоком и Западом
- П.Чаадаев: исторические судьбы России
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Глобальные проблемы современности