logo
2007 сборник лекций

Индийская философия: основные понятия

Индийская философия является самой древней в истории мировой цивилизации. Наибольший интерес сохраняет индийская классическая философия, берущая свое начало в Ведах, Упанишадах и эпических поэмах Махабхарата и Рамаяна. В соответствии с данными источниками в древнеиндийской философии выделяют три основных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI — И вв. до н. э. — эпический период;

• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Для индуса характерен интерес к человеку и миру. Единство человека и мира лучше всего выражается формулой: "Атман есть Брахман". Атман - это Я, душа, всепроникающее духовное начало. Брахман - безличный абсолют. Атман и Брахман - это субъективное и объективное, психическое и космическое начала в человеке. Человек в своих высших духовных проявлениях становится и богом, и космосом.

Высшее счастье для человека – мокша (избавление от всяких мирских привязанностей). Отвергая низшее знание действительности (оно не истинно и фрагментарно), достигая с помощью медитации и йоги знание высшее (восприятие бытия в его целостности), человек закладывает основы благоприятной реинкарнации (переселения души) и кармы (воздаяния за прошлые действия).

Все философские школы, в зависимости от того, принимают или отвергают они Веды как авторитетные источники философской традиции, делятся на ортодоксальные и неортодоксальные школы. Среди ортодоксальных систем философии особенно выделяется йога.

Классическая йога

Первое дошедшее до нас упоминание йоги – классический труд Йога Сутра, написан мудрецом Патанджали примерно во втором веке до н. э. Упанишады ссылаются на йогу как на путь достижения сверхъестественного состояния через аскетизм (воздержание, отречение от жизненных удовольствий).

Различают карма-йогу (умение трудиться, не привязываясь к результатам труда), джанана-йогу (технику познания), бхакти-йогу (путь достижения бескорыстной любви), раджа-йогу (искусство владеть собой) и др. Индийский философ Шри Ауробиндо в XX веке синтезировал эти духовные практики в интегральную йогу. Только такой синтез, считал он, позволит современному человеку выйти на уровень высшего Я.

Единство человека и мира выражается формулой: "Атман есть Брахман"

Буддизм

К неортодоксальным школам классической индийской философии относят философию буддизма.

Легендарным основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама (563 – 486 гг. до н.э.), наследный принц царства Шакья. Гаутама рано женился, и было у него все, чего только можно пожелать. Но как-то он встретил немощного старика, больного, в язвах, а однажды увидел покойника. И тогда впервые понял, что не избежать и ему болезней, старости и смерти. Радости жизни померкли для него. Решила все его встреча с отшельником, который спокойно и с достоинством шел своей дорогой. В ту пору Сиддхартхе было 30 лет. Оставив богатый дворец, жену и сына, он несколько лет странствовал, беседуя с людьми. Однажды после долгих размышлений на него снизошло озарение («будда» переводится как «просветленный»), он постиг истину. Так сложилось его учение.

Свое учение он изложил в «четырех благородных истинах»: жизнь есть страдание; причина страданий - желания; путь избавления от страданий – избавление от желаний; «срединный» путь избавления от желаний –достижение окончательного освобождения – нирваны («угасание» - особое состояние совершенной удовлетворённости, когда человек обретает свободу от своих желаний и привязанностей).

Он указал восемь шагов, которые ведут к освобождению: правильная вера (признание четырех благородных истин), правильная решимость (отказ от дурных намерений, вражды к ближним), правильная речь (воздержание от пустых разговоров, сплетен, брани и лжи), правильное поведение, правильный образ жизни (обеспечение своих потребностей честным трудом), правильное усилие (постоянное вытеснение дурных намерений), правильное направление мысли, правильное сосредоточение (регулярные медитации).

К пяти заповедям буддизм относит следующие: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

Индийская философия впервые провозгласила достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, ибо он сам есть единое со всем («Атман есть Брахман»).