logo
2007 сборник лекций

Русские космисты

Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, природу и человека как единое целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945) подробно обосновал теорию ноосферы.

По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, сфера жизни человека, культуры. Ноосфера постоянно расширяется, биосфера (сфера жизни) неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935) не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта космоса. Поэтому во Вселенной существуют разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем. План Циолковского включал следующие этапы:

А.Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в этих процессах играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции.

Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, в СССР философ подвергался гонениям.

Николай Бердяев: этика закона и этика творчества

Минувший век показал, что идеалы Просвещения, которые подвергли критике еще в XIX веке Достоевский и Ницше, обнаружили свою несостоятельность. С точки зрения Николая Александровича Бердяева (1874-1948) мораль Просвещения – это, прежде всего этика закона. Закон, конечно, необходим обществу, нельзя ждать, когда человечество подобреет, но, с другой стороны, живая личность для Бердяева гораздо ценнее уравниловки морали. Ценность человека – не в степени ее подчиненности моральным требованиям, а в силе и остроте внутреннего влечения к добру, способности самой творить себя, т.е. в этике творчества. Не послушание, а творчество есть главный моральный долг человека.

А творить себя нужно каждый день и каждый час, потому что каждый день и каждый час нас пытается одолеть дьявол (лень, эгоизм, боязнь рисковать, желание жить автоматически). Творчество есть единственное оправдание человека перед Богом.