Учение о познании
В конце XX в. наиболее развитые страны мира начали переход к постиндустриальному (информационному) обществу. Для него характерны беспрецедентное внедрение наукоемких технологий, создание индустрии знаний. Впервые в истории условием принадлежности человека к господствующему классу становится не частная собственность и богатство, а различие в уровнях образования людей. Знания превращаются в чрезвычайно ценный капитал. Принятая объединенной Европой концепция «обучения в течение всей жизни» заставляет по-новому задуматься о той роли, которую играет познание в жизни каждого человека.
Что такое познание? Познание – это деятельность, направленная на получение знаний.
Загадки и парадоксы познания будоражат умы людей с незапамятных времен. Однако с бурным развитием науки в современном мире нерешенных вопросов не становится меньше. Основные проблемы познания (изучение видов, ступеней, форм познания, разработка критериев истины и т.д.) решаются в философии в рамках гносеологии. Основной вопрос гносеологии - вопрос о познаваемости мира. В зависимости от ответа все философские школы можно разделить на два основных направления:
гностицизм (учение, утверждающее, что мир полностью познаваем);
агностицизм (учение, утверждающее, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах).
Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Согласно его теории:
• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями;
• сам окружающий мир непознаваем в принципе (человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе»).
Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма. Такой оптимизм гностиков базируется на принципах:
• диалектики - необходимости подходить к проблеме познания с точки зрения развития;
• историзма — рассматривании всех предметов и явлений в контексте их исторического становления;
• практики — признании главным способом познания - практику (деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя);
• активности творческого отображения действительности;
• убежденности в самой возможности познания.
Познание включает в себя:
объект познания, т.е. то, на что направлено познание (окружающий мир);
субъект познания – конкретного носителя познавательной деятельности (отдельных людей, группы людей, общество в целом);
уровни познания.
- Введение. Что такое философия? Философия как любовь к мудрости
- Философия как разновидность мировоззрения
- В чем своеобразие философии
- О философских вопросах
- Структура философии
- Основные функции философии
- Раздел I
- История мировой философии
- Индийская философия
- О философии Востока и Запада
- Индийская философия: основные понятия
- Основные выводы
- Китайская философия
- Античная философия
- Сущность человека - душа. Этика Сократа
- «Майевтика» Сократа
- Платон – автор концепции идей
- Антропология Платона
- Учение Платона о государстве
- Человек – общественное животное
- Аристотель – автор логики
- Кинизм (цинизм). «Ничего лишнего!»
- Эпикуреизм. Счастье – это умеренное наслаждение
- Стоицизм. Счастье – это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм. Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Основные выводы
- Средневековая философия
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Основные идеи философии Возрождения
- Гуманизм
- Философия Реформации
- Философия и политика
- Философия от Декарта до Канта (хvii-хviii вв.)
- Рене Декарт – основатель философии Нового времени
- Метод «картезианского сомнения»
- Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм
- И.Кант – основоположник немецкой классической философии
- Абсолютный нравственный закон
- Философия XIX века Диалектика Гегеля
- Философия Людвига Фейербаха
- Карл Маркс: новые проблемы
- Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени
- Шопенгауэр
- Основные выводы
- Современная философия
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Русская философия
- Федор Достоевский о природе зла
- Лев Толстой о непротивлении злу насилием
- Русские космисты
- Раздел II
- Философия человека
- Человек как основная проблема философии
- Происхождение и развитие человека
- Ч.Дарвин и супершимпанзе
- Для чего живет человек?
- Основные характеристики человека
- Проблема сознания Многообразие подходов
- Происхождение сознания
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Учение о познании
- Чувственное и рациональное познание
- Что есть истина?
- Раздел III
- Духовная жизнь человека
- Философия и научная картина мира
- О картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Основные категории научной картины мира: время
- Основные категории научной картины мира: пространство
- Основные категории научной картины мира: движение
- Философия и религия
- Еще раз о смысле жизни
- Философия искусства
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Раздел IV
- Социальная жизнь
- Философия культуры
- Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблема массовой культуры
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Философия истории
- Концепции однолинейного прогрессивного развития
- Концепции многолинейного развития
- Циклические концепции истории: замкнутые культуры
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Современные концепции
- Россия: диалог между Востоком и Западом
- П.Чаадаев: исторические судьбы России
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Глобальные проблемы современности