logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание

С точки зрения академика Симонова П.В., высшая нервная (психическая) деятельность человека вклю­чает в себя три уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию). Сознание человека, формирующееся под влия­нием объективных и субъективных факторов, являет­ся, возможно, и главным, но не единственным эле­ментом высшей нервной деятельности человека.

Сознание в этом случае отождествляется со зна­нием, которое может быть передано другим людям. Сам термин подчеркивает, что «со-знание» — это совместное, общее знание. И в этом смысле оно обя­зательно должно быть облечено в языковую форму.

Подсознание включает в себя такие психические процессы, которые возникли под влиянием сложных поведенческих программ, доведенных до автоматиз­215А и ставших навыками. Подсознание помогает чело­веку осуществлять свою жизнедеятельность без излишних психических перегрузок, конфликтов с другими людьми или с самим собой. В сферу под­сознания включается все то, что было осознанно и этим она отличается от сферы бессознательного. Подсознание — своего рода «автопилот», который помогает летчикам управлять самолетом тогда, когда он поднят в воздух и выведен на правильный курс.

Сверхсознание или творческая интуиция понима­ется как первоначальный этап творчества, который не контролируется ни сознанием, ни волей. Эта дея­тельность обеспечивает личности выдвижение и обоснование гипотез, поисков, новаций, того творче­ства, которое оказывается неподвластным ни устано­вившимся традициям, ни консерватизму созна­ния, предрекающему неудачу неведомой новизне. П. В. Симонов полагает, что нейрофизиологической основой сверхсознания является трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памя­ти субъекта и первичное замыкание новых времен­ных связей, чье соответствие или несоответст­вие действительности выясняется лишь в дальней­шем.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. В чем проявляется творческая природа сознания?

  1. Как взаимосвязаны понятия «отражение» и «информация»?

  2. Что такое сознание? Каковы основные направления работы сознания?

  3. Как соотносятся между собой мозг и сознание?

  4. В чем сущность функциональной специализации правого и левого полушарий мозга человека?

  5. Для чего необходима воля в сознательной структуре человека?

Занятие 16. СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

1. Понятия языка и речи. Функции речи. Семиотика.

2. Образ и знак, значение и смысл.

3. Разновидности речи в жизни людей.

4. Язык науки.

5. Речевое общение в медицине.

6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык (внешности, одежды, поведения, молчания, интерьера, т.п.).

Основные понятия

Язык, речь, виды речи, функции языка и речи, семиотика, семантика, синтаксис, прагматика, стилистика, риторика, образ, знак, значение, смысл, текст, интерпретация, герменевтика, типология языков, просторечие, литературный язык, сленг, правила использования формализованных языков, параязык, невербальная коммуникация.

Темы рефератов и докладов

Стиль письма и правила деловой переписки.

Искусственные, естественные и мертвые языки.

Языковые игры.

Культура речевого общения.

“Болезни” русского языка и пути их профилактики.

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 347-350.

Дополнительная литература

Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах. – Новосибирск, 1990.

Каган М.С. Мир общения. М., 1985.

Мы живем среди людей. Кодекс поведения. М., 1989 (“Культура устной речи”).

Мышление и язык /Под ред. Д.П.Горского. – М., 1957.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Хрестоматия по философии: учеб. пособие / Сост. П.В.Алексеев. – М., 2006. С. 373-389.

Щавелев С.П. Основы философии. Электронный учебник. – Курск, 2006.