logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

3. Родовые признаки человека

Человек, в отличие от животных, есть производное тех отношений между людьми, в которые он включается сразу после рождения. Поэтому человеческая сущность и есть совокупность, ансамбль всех общественных отношений и связей.

Животное в известном смысле может быть названо завершенным и совершенным творением. Человек же по природе своей не совершенен и не завершен, а и поэтому всегда сохраняет возможность быть более совершенным.

Отличие человека от животного есть не столько результат антропологической эволюции человечества, сколько следствие собственного развития человека в обществе. Практически все существенные различия между человеком и животным накапливаются на протяжении индивидуальной жизни человека. Или же не накапливаются, что следует отчетливо понимать, ибо процесс этот только отчасти протекает автоматически. Человек – это не естественное состояние, а постоянное усилие стать человеком. У человека вообще нет готового, врожденного поведения, а есть лишь набор устойчивых, наследуемых возможностей.

Философская антропология выработала одно фундаментальное положение: кроме качеств природных и социальных, в человеке имеется то, что называется собственно человеческим, человеческой природой. Человек имеет свою родовую сущность.

Под родовой сущностью человека понимают устойчивые задатки и свойства, присущие всем представителям вида Homo sapiens, на какой бы ступени исторического развития они не находились и где бы не обитали на Земле. Таким образом, каждое человеческое существо, рожденное в человеческом обществе, благодаря родовой сущности имеет возможность стать человеком. В какой степени эта возможность будет реализована, зависит и от общества, и лично от человека.

Предлагаем как предмет для размышлений и анализа перечень основных родовых признаков человека.

1. Необходимость и способность совершенствования, становления человеком.

2. Характерной чертой и способом бытия человека является свобода.

3. Активно-деятельностное, созидательное отношение человека к миру.

4. Каждое человеческое действие предваряется и высвечивается принципом «как должно быть». В более сложной и высокой форме долженствование выражается в понятии идеала.

5. Чувство любви как важнейшее проявление человеческого в человеке. Почему и зачем появилось это чувство в человеческом обществе? Ведь для размножения вполне достаточно животных инстинктов. Когда появилось?

6. Система ценностей личности определяет степень человечности.

7. Духовность. Развитость души и духа.

8. Осмысленность собственного бытия. Стремление понять смысл своей жизни.

9. Способность думать о благе других людей.

10. Способность и стремление к познанию.

11. Культура как человеческая воспитанность. Чувство прекрасного.

12. Совесть как человеческая ответственность перед собой.

13. Творчество как способ бытия.

14. Универсальность.

Ответ на вопрос: «Что значит быть человеком?» в свете всего изложенного прост.

Быть человеком это значит развивать в себе и реализовывать в жизни основные родовые человеческие качества в максимально возможной степени.

Ориентиром в самовоспитании могут быть великолепные слова А. Герцена: «Человек, дошедший до сознания своего достоинства, поступает по-человечески потому, что ему так поступать естественнее, легче, свойственнее, приятнее, разумнее».