11. Эмпиризм ф.Бэкона и рационализм р.Декарта. «Учение об идолах» Бэкона
17 век для Европы переломный; на смену власти церкви приходит власть всемогущей науки; вместе с развитием промышленности и науки меняются и взгляды людей. Также меняется предмет философии; философы сосредотачивают свое внимание на решение вопроса о соотношении материи и сознания, проблеме соотношения философии с другими науками. При решении этих вопросов философы Нового времени разделились на 2 основных направления: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Эмпиризм Бэкона и «учение об идолах»
Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание – сила», или (более точный перевод) «Знание – власть». Бэкон любил повторять: мы столько можем, сколько мы знаем. По Бэкону, конечная цель науки и знаний – открытия и изобретения, целью которых является увеличение власти человека над природой, улучшение жизни человека.
Но для этого человеку сперва нужно научиться правильному мышлению и избавиться от заблуждений-«идолов»:
Идолы рода – ложные представления о мире, являющиеся результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств.
Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира, то есть внутренний мир человека, который накладывает свой отпечаток на все его видения и суждения.
Идолы рынка и площади – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, в результате чего возникают пустые и абсолютно бессмысленные споры и ссоры.
Идолы театра – ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем, каждая из которых не более чем драма или комедия. Но люди брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни, что, по мнению Бэкона, и ведет их к заблуждению.
Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразования общественного сознания. Общий смысл учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Однако перечисление идолов еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией является тщательно разработанное учение о методе.
Рационализм Декарта
Родоначальником рационализма Нового времени был Рене Декарт (1596-1650). Этот французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.
Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Основные идеи философа намечены в первой опубликованной работе – «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» с приложением метода в трактатах «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия». В ней Декарт предложил метод, который, как он утверждал, позволяет решить любую проблему, поддающуюся решению с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов.
Рене Декарт(1596-1650)-фр-й ученый и философ. Осн.труды: «Рассуждение о методе», «Размышление о первой ф-ии», «Начала ф-ии», «Животное-машина».
Дуалистическое понимание мира. Допускает 2 независимых друг от друга первоначала: материальную субстанцию и духовную, первая обладает таким атрибутом, как протяженность, вторая- мышлением. Эти субстанции сущ-т параллельно. Их изучением занимаются метафизика и физика.
Р.Декарт- родоначальник рационализма, который сложился у него под воздействием математики, интереса к ней. Считал, что истина обладает всеобщностью и необходимостью и исключительную роль в познании играет дедукция. Ф-ф признавал основой познания аксиоматическую достоверность, существующую до всякого опыта и усматриваемую разумом интуитивно. Интеллектуальная интуиция сводилась им к распространению на все истинное знание рациональных, ясных, основополагающих и отчетливых понятий, суждений. Эти понятия уподобляются математическим аксиомам, которые разум для построения более сложного знания берет как очевидные. Декарт считал, что такие идеи в своей первоначальной основе явл-ся врожденными. Остальные ясные, отчетливые, достоверные знания от врожденных отличает лишь опред-я полнота логического объема и объем самих знаний.
Т.о., все идеи он подразделял на 2 группы: имеющие источником чувства и врожденные, которые обладают полной достоверностью, к ним относятся идея Бога, математические аксиомы и т.д. Так, н-р, абсолютно достоверным началом, методом, содействующим открытию, явл-ся сомнение во все существующем. Поэтому Декарт начинает с сомнения в существовании чувственных вещей, математических истин и даже Бога. Но, сомневаясь во всем и отрицая все, он приходит к выводу, что нельзя сомневаться в том, что существует сомневающаяся мысль. Т.о., единственный достоверный факт есть мышление. «Мыслю, следовательно, существую».
Его рационалистический метод сост-т из 4 правил:
Допускать в кач-ве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызывать никаких сомнений в их истинности.
Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы и задачи.
Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.
Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.
Ясность и отчетливость наших представлений- критерий истинности. Для Декарта важнейшей проблемой явл-ся док-во существования мира вне Бога и вне ч-ка. Он счел самым доступным док-вом объективности мира то, что ч-к, как мыслящее и сомневающееся сущ-во, есть; он сущ-т в мире др-х вещей и существ. Его «Физика»(учение о природе) не расходится с «Матафизикой»(учением о наиболее общих принципах бытия познания). По Декарту ч-к- связь тела и души. Душа обладает волей, мыслью, она активна. Тело- сложный механизм. Бог соединяет в ч-ке тело с душой, чем отличает его от животного, ибо у последнего нет души. Человеческая же душа нах-ся в мозгу в шишковидной железе. Главное д-е страстей у ч-ка опред-ся стремлением души к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело.
- Философия
- 1.Философия. Ее предмет и функции
- 2.Основные идеи восточной философии
- 3. Объективный идеализм Платона. Теория идей. «Миф о пещере»
- 4.Сократ и революция в философии.
- 5. Античный атомизм и диалектика: Демокрит и Гераклит
- 6. Философское учение Аристотеля
- 7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии
- 8.Блаженный Августин и Фома Аквинский. Учение о гармонии веры и разума.
- 9. Проблема человека в искусстве и философии возрождения
- 10. Пантеизм и магия
- 11. Эмпиризм ф.Бэкона и рационализм р.Декарта. «Учение об идолах» Бэкона
- 12. Основные идеи Просвещения XVIII века
- 13. Нравственная философия и.Канта
- 14. Диалектика Гегеля
- 15. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- 16.Философия жизни ф. Ницше
- 17. Россия в диалоге культур. Западничество и славянофильство в русской философии
- 18.Русский космизм. Практически-нравственная ориентация русской философии.
- 19. Основные черты философии экзистенциализма.
- 20. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии хх века
- 21. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- 22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
- 23. Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.
- 24. Сознательное и бессознательное
- 25. Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.
- 26. Специфика и основные формы чувственного познания
- 27.Специфика и формы рационального познания
- 28. Научное познание, его специфические особенности. Научное и вненаучное познание (художественное, религиозное, обыденное)
- 29. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
- 30. Понятие диалектики, её основные принципы. Диалектика как учения о всеобщей связи и развитии.
- 31. Личность и общество. Свобода и ответственность. Условия и механизмы формирования личности
- 32. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия
- 33. Общество и глобальные проблемы XX столетия
- 34. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
- 35. Проблема гармонии человека и социокультурной среды его обитания. Проблема человека как центральная в философии