23. Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.
Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, способ восприятия, способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. Однако, многие ученые рассматривают это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать. Сознание - категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности. Проблема того, чем является сознание, каковы его рамки, и в чём смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии. Проблемы практического рассмотрения включают в себя вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме; может ли существовать нечеловеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний. В общем смысле сознание также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы. Сознание как способность следует отличать от способности мышления. Сознание - это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. Мышление - способность мыслить, фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание - необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли. В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Сознание есть форма или способ данности предмета, мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно. Сознание и мир - два полюса одного и того же. Поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса - мира (психологизм), как и мир - в отрыве от его соотносительного полюса - сознания (наивность). Мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы.
Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая соотнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Об этом говорят, что сознание интенционально (Гуссерль). Философия пытается обосновать вывод, что природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Иногда в философии из сознания «выделяют» субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект сознает объект. В то же время, термин «сознание» в философии не употребляют, когда речь идет о движении «внутри» мышления, а не о соотнесенности с миром. Вне опыта соотнесения с миром, сознание теряет свое самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления, субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности и как сам субъект этой деятельности. Однако, при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент. Выделяют формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя; рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка); разум как самосознающий рассудок; дух как высшую форму сознания, включающую все другие формы. Рассудок соотносит свои понятия с миром, критерием его истинности является непротиворечивость. Разум поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит свои понятия с миром и самого себя со своими понятиями. Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью (с телом). Впервые проблема сознания была сформулирована Декартом, после получило широкое освещение в новоевропейской философии, и в различных философских традициях (феноменология, аналитическая философия). Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного (других субъектов и мира вообще); осознание человеком своего общественного статуса и жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, действий. В философии самосознание - осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание понимается как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат рефлексии - знание себя. Самосознание - условие того, что сознание сохраняет себя во времени, удерживает себя как одно и то же сознание. Единство самосознания является условием всякого единства в мире (Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда, оно как способ бытия и данности мира. Соответственно самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта. Основные философские теории сознания: Дуализм - теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основатель, Рене Декарт, утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и сознание, таким образом, несводимо к физическому миру. Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции (общефилософский дуализм). Платон считал, что тело принадлежит материальному миру (смертно), а душа является частью мира идей (бессмертна).
Душа лишь временно привязана к телу до момента смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей. Современный представитель дуализма - Дэвид Чалмерс (натуралистический дуализм). Настаивает на нефизической природе сознательного опыта, который не сводим к физическим свойствам, хотя и зависит от последних согласно законам природы. Психофизические законы полагаются естественным дополнением к физическим законам и принципам. Логический бихевиоризм - теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Идеализм -теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть - значит быть воспринимаемым». В индуизме сознанию сопоставляется «безмолвный высший свидетель», который наблюдает за действиями «материальной природы». Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённая и связанная «качествами природы». Материализм теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание описывается материалистами как свойство высокоорганизованной материи. Материалисты критикуют дуалистов, идеалистов и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Материалисты: Фридрих Энгельс, Дэвид Армстронг, Дональд Дэвидсон. Функционализм- теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять определённую функцию. Сознание относится к мозгу так же, как функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционалисты: Дэвид Льюс, Хилари Патнем и Дэниел Деннет. Двухаспектная теория -теория о том, что психическое и физическое два свойства лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория отвергает дуализм, идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Бенедикт Спиноза, Бертран Рассел и Питер Стросон. Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности его предмета. Пытается открыть идеальные (сущностные) черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать таким образом все остальные науки как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность. Эдмунд Гуссерль и Морис Мерло-Понти.
- Философия
- 1.Философия. Ее предмет и функции
- 2.Основные идеи восточной философии
- 3. Объективный идеализм Платона. Теория идей. «Миф о пещере»
- 4.Сократ и революция в философии.
- 5. Античный атомизм и диалектика: Демокрит и Гераклит
- 6. Философское учение Аристотеля
- 7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии
- 8.Блаженный Августин и Фома Аквинский. Учение о гармонии веры и разума.
- 9. Проблема человека в искусстве и философии возрождения
- 10. Пантеизм и магия
- 11. Эмпиризм ф.Бэкона и рационализм р.Декарта. «Учение об идолах» Бэкона
- 12. Основные идеи Просвещения XVIII века
- 13. Нравственная философия и.Канта
- 14. Диалектика Гегеля
- 15. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- 16.Философия жизни ф. Ницше
- 17. Россия в диалоге культур. Западничество и славянофильство в русской философии
- 18.Русский космизм. Практически-нравственная ориентация русской философии.
- 19. Основные черты философии экзистенциализма.
- 20. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии хх века
- 21. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- 22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
- 23. Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.
- 24. Сознательное и бессознательное
- 25. Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.
- 26. Специфика и основные формы чувственного познания
- 27.Специфика и формы рационального познания
- 28. Научное познание, его специфические особенности. Научное и вненаучное познание (художественное, религиозное, обыденное)
- 29. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
- 30. Понятие диалектики, её основные принципы. Диалектика как учения о всеобщей связи и развитии.
- 31. Личность и общество. Свобода и ответственность. Условия и механизмы формирования личности
- 32. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия
- 33. Общество и глобальные проблемы XX столетия
- 34. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
- 35. Проблема гармонии человека и социокультурной среды его обитания. Проблема человека как центральная в философии