18.Русский космизм. Практически-нравственная ориентация русской философии.
Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. Термин “русский космизм” сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма: религиозно-философский (Н. Ф. Федоров); естественнонаучный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский); поэтически художественный (В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин).
Космизм - философское направление, в котором рассматривается определённая соотнесённость между познавательной и созидающей деятельностью человека и человечества с внеземными космическими процессами; подчёркивается влияние внеземных космических факторов на все процессы, происходящие на Земле; и неизбежность выхода человечества в космос, космическая экспансия человечества, или "выход человека за пределы земной колыбели", как писал Циолковский. Для большинства представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и космоса.
Николай Федорович Федоров (1828 -1903) - основатель русского космизма, не профессиональный философ. Зарабатывал, работая учителем на периферии, а затем библиотекарем в Москве. При жизни его сочинения в виде статей публиковались мало. Идеи Н. Ф. Федорова восхищали еще при его жизни многих писателей и философов. Благожелательные отзывы о его философии оставили Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, а позже А. М. Горький.
Основной труд: “Философия общего дела”. Н. Ф. полагал, что неустройство нашей жизни — следствие дисгармонии в отношениях человека к природе. Последняя выступает как враждебная нам сила, которую можно обуздать с помощью человеческого разума. В это труде он провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи - различного рода регуляции. К метеорической регуляции относятся: управление атмосферными процессами (преодоление метеорических “погромов” — засух, наводнений, градобития и т. д.), овладение климатом, выявления оптимального отношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности; регуляцию сейсмически-вулканических явлений; рациональное использование земных недр; замена в будущем металла, добываемого в рудниках, металлом метеорического и иного космического происхождения); использование солнечной энергии и вытеснение ее трудоемкой добычи каменного угля и т. д.)”. Всеобщая космическая регуляция - это превращение Земли в космический корабль, странствующий во Вселенной. Федоров понимал то катострофическое направление в котором движеться развитие современной эксплуатирующей природу цивилизации. Он утверждал, что «мы виноваты не только в том, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию», более того это является изменой предназначению разума- внесение порядка в беспорядок, гармонии в хаос.
Начиная с Федорова, в науке и в философии созерцательное отношение к космосу замещается требованием преобразовательной активности со стороны человечества. Идея о неразрывной связи космоса и человека подтверждается в современных научных подходах.
Центральной идеей Федорова также является «общее дело» - воскрешение умерших и бессмертие живущих. Это необходимо, т.к. мы обязаны предкам всеми культурными достижениями, которые имеем мы и всем тем, на чем основана наша культура и цивилизация. Это естественнонаучный проект, нравственный проект (бессмертие ныне живущих невозможно без воскрешения, т.к. необходимо познать сущность смерти) и божественный (связь с религией, с христианством). Трактовка христианства Федоровым специфична: он считает, что принцип «возлюби ближнего своего» (живого человека) невозможен без принципа «возлюби предков своих».
Федоров определяет причиной распадения людей на социальные группы занятие двумя разными видами производства: производством идей и материальным производством. Т.о. существует деление людей на ученых и неученых, а объединить их можно с помощью познавательной деятельности, чем должны будут заниматься все люди( в большей или меньшей степени).
Другой не менее важной идей является всеединство, т.е. единство науки, искусства и религии. Федоров считал, что рационалистический подход к проблеме плохо сказывается на развитии общества. Считал, что человек совершает действия, среди которых есть заслуживающие особое внимание. В этих действиях есть и наука, и религия, и этика. Выход будет тогда, когда получиться сориентировать науку на этические значимые вещи.
Константин Эдуардович Циолковский (1857- 1935гг.) – крупный представитель философии русского космизма, известный как писатель-фантаст, провозгласитель ракетодинамики и астронавтики, оригинальный мыслитель.
Основные труды: "Воля Вселенной", "Разум и воля", "Грёзы о Земле и Небе", "Исследование мировых пространств реактивными приборами", "Цели звездоплавания".
Циолковский развивал идею космического взгялада на вещи, писал, что "постарается последовательно произвести космический взгляд на все вещи". Также он считал будущее мира связано с освоением космоса человеком, что объединит людей в единое государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной, беспрерывно увеличиваясь. Деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека с космосом. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания.
Философия Циолковского опирается на ряд принципов.
Первый принцип- панпсихизм, заключающийся в признании чувствительности всей Вселенной. Циолковский пытался также найти некий материальный элемент, из которого состоит всё во Вселенной. Этот элемент он нашёл в атоме, но изначально наделил его чувствительностью и назвал "чувствующим атомом.
Второй принцип- монизм, базирующийся на допущении того, что материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная.
Третий принцип — это принцип бесконечности. Согласно этому принципу мир, Вселенная, могущество космического разума бесконечны. Он писал, что нет ни одного места во Вселенной, где не было бы пространства, времени и материи, которые при этом являются бесконечными, непрерывными и вечными.
Четвертый принцип — принцип самоорганизации, основывающийся на допущении у Вселенной способности содействовать своей организации, дающей ей возможность бесконечно долго существовать во времени. И хотя сам термин “самоорганизация” Циолковским не применялся, но свойственность его философии вытекает из этого принципа и понимания им эволюции Вселенной.
Циолковский не получил фундаментального образования, а потому одной стороны ему был свойственен реализм (тогда имелось в виду материалистическое мировоззрение), а с другой стороны, по его мнению, существует судьба, которая управляет жизнью человека. Конечной причиной всего является внеземная, внематериальная причина, а именно бог. Позже он отказывается признавать в качестве первопричины бога и пишет, что вера в бога не совместима с наукой.
Циолковский также утверждал, что всё во Вселенной пронизано силами жизни и разума, и даже существует внеземной разум. Эти внеземные разумные существа всему во Вселенной дали положительный эволюционный ход. Землю же они оставили в качестве заповедника, где всем живым организмам была предоставлена возможность развиваться естественным путём.
В работе "Цели звёздоплавания" Циолковский также поднял проблему бессмертия всего человечества. Он считал, что бессмертие неразрывно связано с космической экспансией и созданием ракет, то есть техническим развитием, а также лучшей социальной организацией людей.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - академик, естествоиспытатель, рабтавший на стыкегеологических и биологических наук и наук об атомах.
Основные труды: "Биосфера", "Живое вещество и биосфера", "Размышления натуралиста", "Научная мысль как планетное явление".
Вернадскому принадлежит создание учения о биосфере и ноосфере. По Вернадскому биосфера - это сфера жизни, плёнка жизни, которая окружает земную поверхность. Космизм Вернадского состоит в том, что Земля с космосом связана через биосферу, через неё осуществляется обмен веществом, энергией и информацией. Вернадский говорит, что нынешнее состояние биосферы - не конечное. Неизбежно научная мысль охватит всю планету и человечество перейдёт в новое качество, а биосфера при этом перейдёт в ноосферу.
Ноосфера - высшая стадия биосферы, когда человечество научно организует свою деятельность с целью гармонизации отношений между обществом и природой.
По Вернадскому, существуют следующие необходимые условия становления ноосферы: охват Человека научной мыслью (это ещё не выполнено, мешают религиозные предрассудки); заселение всей поверхности Земли (выполнено - арктические станции есть; резкое развитие связи между странами (выполнено - ООН, ЮНЕСКО и др. организации; резкое преобразование средств связи (выполнено - спутниковая связь, интернет); расширение биосферы и выход человека в космос (минимальное выполнение - МКС); разработка новых источников энергии (выполняется - атомные электростанции); равенство людей всех религий и всех рас (не выполняется); ликвидация давления политических и религиозных организаций на научную мысль (выполнено не до конца) и др.
В. И. Вернадский в основе рассуждений имел идею: если мы хотим полуить адекватное представление о мире, то должны включать в нашу деятельность атические и эстетические моменты. нельзя отрывать материальное и духовное началы друг от друга. Когда они объединятся, совпадут, общее дело даст прогрессивное направление развития.
Другим представителем философии русского космизма является Александр Леонидович Чижевский (1897-1964).
Основные труды: "Земное эхо солнечных бурь", "Физические факторы исторического процесса".
Чижевский пытался выявить физические факторы социальных процессов, все остальные до него пытались выявить экономические, политические и идеологические факты. Он показал, что все процессы на нашей Земле (даже социальные и человеческая история) связаны с процессами, которые происходят в космосе. В основном с ритмическими процессами в космосе, а именно с пятнообразующей деятельностью Солнца, то есть периодами солнечной активности. Он поднял все письменные источники человечества на тот период времени, и выявил закономерность, что период минимума солнечной активности благоприятно сказывается на развитии науки и искусства, период подъёма связан с выдвижением различных политических деятелей и основанием ими различных политическими движений. Период максимума связан с различными социальными катаклизмами: войнами, переселениями народов, революциями, приводит к различным заболеваниям человечества, эпидемиям чумы и психологическим болезням. Космические ритмы влияют на весь биологический мир, а не только на человечество.
Солнечная активность влияет на электромагнитное поле Земли, которое влияет на физиологию, а затем и на психологию человека. То есть в эти периоды человек теряет часть своей способности адекватно отвечать на раздражители.
Но, по мнению Чижевского, для того чтобы произошел этот общественный катаклизм должны существовать и определеные социальные, экономические и политические предпоссылки, кроме того влияние на процессы истории человечества оказывают и ритмы всей Вселенной. В труде "Земное это солнечных бурь" говорит, что мы можем изучать все процессы на земле, но мы должны расширять горизонт сознания и учитывать влияние космоса.
Еще одним видным философом- космистом был Булгаков. В основном своем труде "О философии хозяйства" он высказал идею о том, что для организации хозяйства на высоком уровне необходимо ориентироваься не только на получение хорошего урожая, но и на этические нормы, на красоту (эстетическое удовольствие). Тогда это будет прогрессирующее хозяйство. Сейчас эта книга привлекает все большее внимание, т.к. сейчас мы имеем дело с генетические модифицированными продуктами, что не приносит пользы. Наука развивается плодотворно тогда, когда она не замыкается, а объединяет в себе и другие компоненты. Современная постклассическая наука объединяет и классическую науку, и неклассическую, и этические нормы.
- Философия
- 1.Философия. Ее предмет и функции
- 2.Основные идеи восточной философии
- 3. Объективный идеализм Платона. Теория идей. «Миф о пещере»
- 4.Сократ и революция в философии.
- 5. Античный атомизм и диалектика: Демокрит и Гераклит
- 6. Философское учение Аристотеля
- 7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии
- 8.Блаженный Августин и Фома Аквинский. Учение о гармонии веры и разума.
- 9. Проблема человека в искусстве и философии возрождения
- 10. Пантеизм и магия
- 11. Эмпиризм ф.Бэкона и рационализм р.Декарта. «Учение об идолах» Бэкона
- 12. Основные идеи Просвещения XVIII века
- 13. Нравственная философия и.Канта
- 14. Диалектика Гегеля
- 15. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- 16.Философия жизни ф. Ницше
- 17. Россия в диалоге культур. Западничество и славянофильство в русской философии
- 18.Русский космизм. Практически-нравственная ориентация русской философии.
- 19. Основные черты философии экзистенциализма.
- 20. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии хх века
- 21. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- 22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
- 23. Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.
- 24. Сознательное и бессознательное
- 25. Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.
- 26. Специфика и основные формы чувственного познания
- 27.Специфика и формы рационального познания
- 28. Научное познание, его специфические особенности. Научное и вненаучное познание (художественное, религиозное, обыденное)
- 29. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
- 30. Понятие диалектики, её основные принципы. Диалектика как учения о всеобщей связи и развитии.
- 31. Личность и общество. Свобода и ответственность. Условия и механизмы формирования личности
- 32. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия
- 33. Общество и глобальные проблемы XX столетия
- 34. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
- 35. Проблема гармонии человека и социокультурной среды его обитания. Проблема человека как центральная в философии