22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
Движение
Древнегреческие «семь мудрецов» понимали движение как возникновение, уничтожение и становление всего сущего. Элеаты, напротив, пришли к выводу, что движения не существует.
Движение по Аристотелю ( своеобразный итог спорам), реализуется внутри одной сущности и внутри одной формы в трех отношениях – качества, количества и места. Количественное движение – это рост и убыль. Движение относительно места – это перемещение, или пространственное перемещение, механическое движение. Качественное движение – это качественное изменение.
Всякое движение осуществляется во времени.
В диалектической концепции движение рассматривается как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество или мышление. Гегель отмечал «точно так же, как нет движения без материи, так не существует материи без движения». Всякое изменение в свою очередь есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией. Движение – это всеобщая форма существования бытия, материи, которая выражает активность последних.
Пространство
Пространство возникает как упорядочивание хаоса посредством его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т.д. Это некоторая особым образом организованная совокупность данных объектов. Пространство здесь не отделено от времени, образуя с ним некоторое единство – «хронотоп».
Из свойства пространства древние отмечали прежде всего это свойство развертывания, растекания, распространения пространства по отношению к особому мировому центру, как некой точке, «из которой совершается или некогда совершалось это развертывание и через которую как бы проходит стрела развития, ось разворота».
Кроме того, что пространство развертывается, оно состоит из частей, упорядоченных определенным образом. Поэтому познание пространства основано на двух операциях – анализе (членении) и синтезе (соединении).
Б олее позднее понимания пространства – это понимание его как «относительно однородного и равного самому себе в своих частях» Идея измерения пространства. Однако (!) основной характеристикой пространства является разнородность и прерывность.
В мифологическом сознании для пространства характерна определенная культурная заданность значения места, в котором может оказаться человек. Центра пространства – это место особой сакральной ценности. Периферия – это зона опасности. Победа над этим местом и злыми силами обозначает факт освоения пространства. Пространство не только как некая физическая характеристика бытия, а своеобразное космическое место.
Время
От времени человек ощущал в древности еще большую зависимость, т.к. с этим было связано понимание смерти как остановки индивидуального времени. Человек жил во времени и боялся его.
Время – это прежде всего некоторое «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира. Мифическое время обладает свойством линейности, «но эта модель постепенно перерастает в другую – циклическую модель времени». Свойство цикличности времени глубоко закрепляется в сознании человека и проявляется в соблюдении календарных ритуальных праздников, основанных на воспроизведении событий, далеко отстоящих от нас во времени.
Пространственно-временной континуум в мифологическом сознании выступает как основной параметр устройства космоса. В космосе имеются особого рода сакральные точки, которые представляют собой центр мира. Изначальный хаос упорядочивается посредством пространственно-временных отношений.
Различные интерпретации данных понятий в философии и науке
Пространство понималось как:
Абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела и которая от них не зависела. (Демокрит, Эпикур, Ньютон)
Протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или форма бытия материи (Гольбах, Энгельс).
Порядок сосуществования и взаимного расположения объектов. (Лейбниц, Лобачевский)
Комплкс ощущений и опятных данных ( Беркли, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант)
Время трактовалось как:
Длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин)
Форма появления абсолютной вечности, как переходящая длительность (Платон, Августин, Гегель)
Абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной ( Ньютон)
Относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц)
Форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).
- Философия
- 1.Философия. Ее предмет и функции
- 2.Основные идеи восточной философии
- 3. Объективный идеализм Платона. Теория идей. «Миф о пещере»
- 4.Сократ и революция в философии.
- 5. Античный атомизм и диалектика: Демокрит и Гераклит
- 6. Философское учение Аристотеля
- 7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии
- 8.Блаженный Августин и Фома Аквинский. Учение о гармонии веры и разума.
- 9. Проблема человека в искусстве и философии возрождения
- 10. Пантеизм и магия
- 11. Эмпиризм ф.Бэкона и рационализм р.Декарта. «Учение об идолах» Бэкона
- 12. Основные идеи Просвещения XVIII века
- 13. Нравственная философия и.Канта
- 14. Диалектика Гегеля
- 15. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- 16.Философия жизни ф. Ницше
- 17. Россия в диалоге культур. Западничество и славянофильство в русской философии
- 18.Русский космизм. Практически-нравственная ориентация русской философии.
- 19. Основные черты философии экзистенциализма.
- 20. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии хх века
- 21. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- 22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
- 23. Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.
- 24. Сознательное и бессознательное
- 25. Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.
- 26. Специфика и основные формы чувственного познания
- 27.Специфика и формы рационального познания
- 28. Научное познание, его специфические особенности. Научное и вненаучное познание (художественное, религиозное, обыденное)
- 29. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
- 30. Понятие диалектики, её основные принципы. Диалектика как учения о всеобщей связи и развитии.
- 31. Личность и общество. Свобода и ответственность. Условия и механизмы формирования личности
- 32. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия
- 33. Общество и глобальные проблемы XX столетия
- 34. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
- 35. Проблема гармонии человека и социокультурной среды его обитания. Проблема человека как центральная в философии