logo
bilety влады

19. Основные черты философии экзистенциализма.

Экзистенциализм, или философия существования – одно из трех основных направлений философии XX века. Характеризуется антисциентистской (отрицающей главенствующую роль науки) направленностью, ориентирован на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.

Э. разрабатывался в эпоху после Первой мировой войны, во время и после Второй мировой. Смерть миллионов остро поставила вопрос о смысле человеческого бытия, отношениях между личностью и обществом. Оптимистическая надежда на разум, вера в прогресс потерпела крах, поэтому экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального и научного мышления, считая главным средством познания эмоциональную интуицию, чувства и переживания. Экзистенциалисты исходят из положения о неразрывности субъектно-объектного описания: сознание есть всегда сознание о чем-либо, все чувства возникают по поводу какого-то предмета или события.

Э. не представляет собой единого учения. Каждый из ее главных представителей создает особую систему взглядов. Среди представителей – известные писатели и мыслители: Ж.-П. Сартр, А. Камю. Экзистенциальные мотивы встречаются в творчестве Т. Манна, Г. Гессе, Хемингуэя, Ремарка. Предвестником э. считается Ф.М. Достоевский.

Родоначальниками исходных концепций Э. были идеи С.Кьеркегора (1813-1855) и Э.Гуссерля (1859-1938). В их учениях содержалось утверждение, что экзистенция не есть бытие конкретного человека, а субъективный мир переживаний, недоступный рациональному познанию.

Основные работы: «Бытие и Время» М. Хайдеггер 1927, «Философия» К. Ясперс 1927, Ж.-П. Сартр «Бытие и ничто» 1943.

Существует условное подразделение Э. на атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс, Бердяев, Марсель).

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса)

Хайдеггер: «Всякое толкование мира неизбежно является очеловечиванием», т.е. познание осуществляется с позиций опр. системы ценностей, целенаправленно и эмоционально. Средство толкования бытия – экзистенциалыэмоционально окрашенные понятия. Основной - бытие-в-мире, означает, что бытие человека и мир неразделимы (способ раскрытия истинной сущности бытия, по Хайдеггеру, - поэзия).

Проблема свободы у Сартра: «Человек не может быть то свободным, то рабом, он полностью и всегда свободен или его нет». Всегда существует свобода выбора. Человек осужден быть свободным и такая свобода превращается в свою противоположность – жесткую необходимость. Если человек абсолютно свободен, он абсолютно за все ответственен.