logo
bilety влады

13. Нравственная философия и.Канта

Этика – учение о морали и нравственности.

Счастливый человек не обязательно нравственен. Если человек наделён доброй душой, он будет счастлив и за счастье (здоровье, богатство) других людей. Некоторые состояния и качества счастливого человека не совмещены с нравственными основаниями. Без «доброй воли» не приемлем ни рассудок, ни мужество, ни здравый ум, ни целеустремлённость. Человек без доброй воли, по Канту, будущего не имеет.

Кант задаёт вопрос: человек совершает добрые поступки, потому что он так хочет или потому что так предписано моралью? Легальные поступки сообразны долгу, это лишь подделка под моральность. Моральные поступки совершаются из повиновения долгу. Человек, совершая нравственные поступки по сегодняшней доброй склонности, может изменить этой склонности завтра – такой человек не может быть нравственным, потому что «добрая воля» скорее нечто врождённое, непоколебимое. Нравственный человек совершает добрые поступки, потому что ему это доставляет удовольствие. При этом люди нравственны до той поры, пока их нравственность не подвергается испытанию. Долг побеждает склонность к нравственным поступкам.

Категорический императив

Практические основоположения (основоположения чистого практического разума) – положения, содержащие определение воли. Практические правила бывают субъективными (максимы) и объективными (императивы, долженствование). Императивы делятся на гипотетические (предписания) и категорические (объективные) императивы.

Свобода независима от закона причинности. Свобода – воля, ориентированная не на субъективность максимы, а на её чистую «законодательную форму» (сфера человеческой свободы – сфера нравственно-должного). Моральный закон – доказательство свободной воли: необходимость выполнения морального закона ставит нас на след свободы. Свобода – взаимосвязь морали и закона. Когда мы совершаем что-то недостойное, мы успокаиваем совесть тем, что так пришлось поступить, что выбора не было. Человек нравственен в высшем смысле этого слова, когда он делает долг перед человечеством законом своих поступков. Какими бы обстоятельствами человек себя ни оправдывал, он свободен поступать так или иначе. Быть нравственным – значит быть свободным.