5. Античный атомизм и диалектика: Демокрит и Гераклит
Атомизм Демокрита
Атомизм или по-другому атомистика – это учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Первоначальная формулировка дана в древнеиндийских философских учениях, но наиболее последовательно и полно - в философии Левкипта, Демокрита, Эпикура и Лукреция. Атомы рассматривались как последние, неделимые, предельно малые частицы, несотворимые и неуничтожимые. Различия в числе, весе, скорости движения и взаимном расположении атомов в телах считались причиной многообразия качеств в мире.
Демокрит (ОК. 460- ОК.370 ДО Н.Э.), древнегреческий философ- материалист, ученик Левкипта, является одним из основателей атомистики. Он признавал два первоначала - пустоту и атомы. При этом атомы, т.е. неделимые частицы материи, неизменны; они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, такие как звук, цвет, вкус и т.д., атомам не присущи, а существуют лишь условно, « не по природе самих вещей». Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведет к их гибели. Бесконечное множество атомов движется в бесконечной пустоте (Великая Пустота, как говорил Демокрит); перемещаясь в разных направлениях, хаотично, они вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков сталкиваются друг с другом образуя вихри атомов. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Так происходит бесконечное множество «рождающихся и умирающих» миров, которые не сотворены Богом, а возникают и уничтожаются естественным путем, по необходимости.
В теории познания он исходит из предположения, что от вещи отделяются тончайшие «пленки» (поверхности), втекающие в глаза, уши и т.д. Иначе говоря, от предметов истекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуем, не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза. При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо. Чувственное восприятие – основной источник познания, но оно дает лишь «темное» знание о предметах, над этим знанием возвышается «светлое», более тонкое – знание посредством разума, ведущее к познанию сущности мира: атомов и пустоты. Этим Демокрит ставил проблему соотношения чувств и разума в познании.
Согласно Демокриту душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергичностью, она является причиной движения живых существ. Атомическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Тело человека состоит из грубых атомов, а душа - из тонких. Потому, когда человек умирает, душа еще продолжает жить некоторое время, но впоследствии тоже рассыпается.
В период 17-19 вв. А. разрабатывается в трудах Ньютона, Ломоносова, Бутлерова, Менделеева и др. и превращается в физико-химическую теорию строения материи. А. почти всегда выступала как основа материалистического миропонимания. Это представление об атоме и по сей день господствует в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных связей, и лишь постепенно начинает уступать место современному взгляду на предмет – целостному его рассмотрению.
Диалектика Гераклита
Диалектика (от греч. веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектики возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное ( Гераклит, отчасти материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика».
Первоначально этим термином обозначались:
способность вести спор посредством вопросов и ответов;
искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия, движения и множества.
Концепция Гераклита, основателя античной диалектики, древнегреческого философа- материалиста, заключается в следующем: первовещество- огонь, ибо он наиболее способен к изменению и подвижен. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещества и даже души. «Этот космос один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Все вещи возникают из огня согласно необходимости, которую Гераклит называет «Логосом». Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь обращаются в «огонь». Жизнь природы - непрерывный процесс движения. В нем всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодное становиться теплым, теплое – холодным и т.п. Т.к. все, непрерывно изменяясь, обновляется, то нельзя дважды вступить в одну и ту же реку: на входящего во второй раз текут уже новые волны. В человеческой жизни этот переход всего в свое противоположное не простое изменение, а борьба. Она всеобща, «отец всего, царь всего». В борьбе противоположностей обнаруживается, однако, их тождество: одно и то же, путь вверх и вниз, жизнь и смерть, и т.д. Всеобщность изменения и переход каждого свойства в свою противоположность делает все качества и оценки относительными. В основе познания лежат ощущения. Однако только мышление приводит к мудрости. Если бы нечто осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не смогло бы укрыться от света разума. Свое мировоззрение Гераклит противопоставляет мировоззрению большинства своих современников и сограждан. Гераклит говорит, что такой подход является универсальным и может объяснить все, но утверждает, что далеко не каждый может постичь эту теорию. Эта концепция была продолжена учеником Кротилом. Он заявил, что в одну и ту же реку зайти нельзя и один раз. Каждую секунду все меняется. Единственное, что можно точно утверждать, так это показать на какой-то предмет и сказать: "Это …. и т.д.". Это повлияло и на социологию. Говорили, что общество меняется невероятно быстро, и потому создавать какие-то концепции неразумно, потому что они будут говорить лишь о прошлом.
- Философия
- 1.Философия. Ее предмет и функции
- 2.Основные идеи восточной философии
- 3. Объективный идеализм Платона. Теория идей. «Миф о пещере»
- 4.Сократ и революция в философии.
- 5. Античный атомизм и диалектика: Демокрит и Гераклит
- 6. Философское учение Аристотеля
- 7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии
- 8.Блаженный Августин и Фома Аквинский. Учение о гармонии веры и разума.
- 9. Проблема человека в искусстве и философии возрождения
- 10. Пантеизм и магия
- 11. Эмпиризм ф.Бэкона и рационализм р.Декарта. «Учение об идолах» Бэкона
- 12. Основные идеи Просвещения XVIII века
- 13. Нравственная философия и.Канта
- 14. Диалектика Гегеля
- 15. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- 16.Философия жизни ф. Ницше
- 17. Россия в диалоге культур. Западничество и славянофильство в русской философии
- 18.Русский космизм. Практически-нравственная ориентация русской философии.
- 19. Основные черты философии экзистенциализма.
- 20. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии хх века
- 21. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- 22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
- 23. Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.
- 24. Сознательное и бессознательное
- 25. Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.
- 26. Специфика и основные формы чувственного познания
- 27.Специфика и формы рационального познания
- 28. Научное познание, его специфические особенности. Научное и вненаучное познание (художественное, религиозное, обыденное)
- 29. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
- 30. Понятие диалектики, её основные принципы. Диалектика как учения о всеобщей связи и развитии.
- 31. Личность и общество. Свобода и ответственность. Условия и механизмы формирования личности
- 32. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия
- 33. Общество и глобальные проблемы XX столетия
- 34. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
- 35. Проблема гармонии человека и социокультурной среды его обитания. Проблема человека как центральная в философии