32. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия
В самом общем понимании ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное и личностное значение явлений и фактов действительности.
Учение о ценностях – аксиология.
Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на понимание ценностей.
В античное и средневековой философии Ц. отождествлялись с самим бытием. Начиная с Сократа и Платона главными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись главными критериями истинного бытия. Наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ц. По Платону, высшие ценности носят абсолютный характер; согласно софистам, все ц. индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»); Аристотель признает самодостаточность таких ценностей как человек, благо, счастье, остальные рассматривает как относительные.
В Средние века ц. связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ц. гуманизма. В Новое время – развитие науки и новых общественных отношений.
В узком смысл понятие ц. впервые употребляет Кант. Ценности – это: требования, обращенные к воле; цели, обращенные к личности; значимость тех или иных факторов.
Гегель разграничивает ц. на утилитарные (товары, характеризуются стоимостью) и духовные.
После выделения аксиологии в самостоятельную область науки сформировалось несколько типов теорий ценностей: натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) – рассматривает ценности как объективные факторы реальности; аксиологический трансцендентализм (Виндельбанд, Риккерт) – ценности – идеальное бытие; персоналитический онтологизм (Шелер) – объективный характер ценностей; социологическая концепция (Вебер): Ценность – норма, имеющая определенную значимость для социального субъекта, подчеркивал роль этических и религиозных ценностей.
Все понимания нужно рассматривать как взаимодополняющие.
Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. На их формирование оказывают влияние биологические, социальные, психические факторы. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека. Общечеловеческие ц. в то же время и индивидуальные. И каждая личность их по-своему воспринимает и осознает.
Иерархия ценностей:
Высшая и абсолютная ценность – человек и его жизнь. К высшим ц. также следует отнести «предельные» и наиболее общие для людей, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода.
Существуют разные способы и принципы классификации ценностей. Выделяют ценности-цели, или высшие ценности, и ценности-средства (инструментальные ц.). Так же выделяют материальные и духовные; положительные и отрицательные.
Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, например: западная и восточная ценностная парадигма.
Проблема «экзистенциального вакуума» - не способность людей найти высшие цели в жизни.
- Философия
- 1.Философия. Ее предмет и функции
- 2.Основные идеи восточной философии
- 3. Объективный идеализм Платона. Теория идей. «Миф о пещере»
- 4.Сократ и революция в философии.
- 5. Античный атомизм и диалектика: Демокрит и Гераклит
- 6. Философское учение Аристотеля
- 7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии
- 8.Блаженный Августин и Фома Аквинский. Учение о гармонии веры и разума.
- 9. Проблема человека в искусстве и философии возрождения
- 10. Пантеизм и магия
- 11. Эмпиризм ф.Бэкона и рационализм р.Декарта. «Учение об идолах» Бэкона
- 12. Основные идеи Просвещения XVIII века
- 13. Нравственная философия и.Канта
- 14. Диалектика Гегеля
- 15. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- 16.Философия жизни ф. Ницше
- 17. Россия в диалоге культур. Западничество и славянофильство в русской философии
- 18.Русский космизм. Практически-нравственная ориентация русской философии.
- 19. Основные черты философии экзистенциализма.
- 20. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии хх века
- 21. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- 22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
- 23. Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.
- 24. Сознательное и бессознательное
- 25. Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.
- 26. Специфика и основные формы чувственного познания
- 27.Специфика и формы рационального познания
- 28. Научное познание, его специфические особенности. Научное и вненаучное познание (художественное, религиозное, обыденное)
- 29. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
- 30. Понятие диалектики, её основные принципы. Диалектика как учения о всеобщей связи и развитии.
- 31. Личность и общество. Свобода и ответственность. Условия и механизмы формирования личности
- 32. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия
- 33. Общество и глобальные проблемы XX столетия
- 34. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
- 35. Проблема гармонии человека и социокультурной среды его обитания. Проблема человека как центральная в философии