logo
bilety влады

31. Личность и общество. Свобода и ответственность. Условия и механизмы формирования личности

Понятие личности многогранно. С одной стороны, это конкретный индивид как субъект деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей. С другой стороны, личность – социальное свойство индивида как совокупность интегрированных в него социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми.

Согласно «Рабочей книге социолога», в общей социологической теории личность определяется как совокупность общественных отношений; в специальной теории понятие личности уточняется с целью более детального изучения взаимоотношений личности и социальной среды. Личность здесь рассматривается как носитель определенных социальных ролей, обусловливающих ее место в конкретной системе отношений.

По мнению И.С.Кона, человек личностью не рождается, а становится в процессе развития. То есть индивид становится личностью в процессе социализации. Поэтому для полного понимания понятия личности невозможно не рассмотреть социализацию.

В самом общем смысле социализация личности – процесс ее становления как субъекта социальной деятельности. По определению И.С.Кона, процесс социализации – усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Другими словами, социализация – процесс становления и развития личности, основанный на усвоении, принятии, понимании и осознании индивидом на протяжении всей жизни определенных образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и культурных ценностей, способствующих вхождению человека в социальную жизнь и успешному функционированию в ней. Это понятие можно понимать и как процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение социальных ролей и функций – так ее определил Б.Д.Парыгин .

Процесс социализации начинается с первых лет жизни и, по мнению многих социологов, длится всю жизнь. Таким образом, можно социализацию рассматривать с двух позиций:

Также необходимо определить термин ресоциализации. Ресоциализацией называется повторное усвоение ценностей, ролей, навыков (новые вместо прежних).

Разработкой теорий личности или теорий формирования личности и т.п. занимались и социологи, и психологи. Психоаналитическими теориями занимался Зигмунд Фрейд, который выделил ряд последовательных стадий в развитии личности, выявил три компонента личности – ид, эго и суперэго, «взаимодействие» которых создает напряженность на каждом этапе. Эрик Эриксон обозначил кризисы, с которыми сталкивается личность в ходе своего развития, а также выделил 8 стадий человеческого развития. Кроме психоанализа, было немало других теорий. Например, теория развития познания Жана Пиаже. Он утверждал, что способность мыслить развивается по мере прохождения последовательных стадий, каждая из которых формирует новые познавательные навыки. Теорию нравственного развития разрабатывал Лоренс Колберг, который считал, что нравственное развитие включает несколько стадий, предполагающих развитие познавательной способности понимания чувств других людей. Теорией развития личности занимались Чарльз Кули (теория «зеркального Я» - представление людей о том, как их оценивают другие) и Дж.Г.Мид, выделявший несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием «Я» и «Меня».

Социологии ближе всего статусно-ролевая теория личности. Данная теория исходит из таких ключевых понятий, как статус – показатель положения, занимаемое индивидом в обществе, социальное признание или престиж и социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.

Ролевая теория личности – ключевая теория в социологии личности. Понятие социальная роль было введено Дж.Г.Мидом, Дж.Морено и Р.Линтоном в 30-х годах XX века для описания поведения человека. Социальную роль еще называют динамической стороной статуса, так как мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием, в отличие от социального статуса.

Промежуточным звеном между ролью и статусом являются ожидания людей, которые впоследствии могут стать социальными нормами.

Существует нормативная теория, которая предписывает человеку определенные формы оценки, поведения и восприятия. Данная теория, в отличие от статусно-ролевой имеет обязывающий характер. Здесь имеют немаловажное значения ориентиры, образцы, эталоны. Такая концепция создает некий «идеальный» тип личности.

Концепция ценностных ориентаций образовалась в рамках нормативистских теорий. В данной концепции играют роль понятия ценности и ценностной ориентации. Ценности – представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. При смене ценностей или ценностных ориентаций могу возникать противоречия, которые осознаются как трудность выбора или принятия решений. Изучение ценностей, таким образом, необходимо для понимания личностного развития, процессов самореализации и самоопределения в кризисные периоды жизни.

Можно выделить и две другие теории личности – теория социальной идентификации и теория социальной идентичности. Они характеризуют соотнесение индивидом себя со «своими» группами и общностями (с теми, по отношению к которым, индивид может употребить слово «мы»). Социальная идентификация может рассматриваться как процесс отождествления с определенными признаками.

Также существует диспозиционная концепция личности. Она исходит из социально-психологических факторов (которые обусловливают социальные): осознанная готовность личности к оценке социальной ситуации и адекватному поведению. Эта готовность обусловлена предыдущим социальным опытом, который является частью мировоззренческих установок, идеалов, ценностей и норм, предопределяющих готовность к определенной реакции на среду. Представителем данной концепции можно считать В.А.Ядова.