logo
bilety влады

35. Проблема гармонии человека и социокультурной среды его обитания. Проблема человека как центральная в философии

Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).

В широком смысле социокультурную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др. К региональному уровню (страны, крупные регионы) - образовательную политику, культуру, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др. К локальному уровню - образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семью. В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное окружение индивида. Именно это окружение и общение с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление и гармоничное развитие в той социокультурной среде, в которой он существует.

Гармония как таковая в истории философской мысли чаще всего оказывалась предметом эстетики, но проблема гармонии человека и мира стала предметом этики, поскольку она неотделима от вопроса о том, как следует жить. В зависимости от того, какие пути гармонизации отношений человека и мира предлагают философы, условно можно выделить два направления.

В первом случае пути достижения человеком счастья и гармонии истолковываются как результат ограничения непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека. Такая точка зрения реализуется в учении этики внутренней стойкости, в религиозной этике любви, в рационалистической этике долга.

Второе направление, наоборот, для достижения счастья отрицает необходимость подавления живых склонностей во имя абстрактных норм, придает нормативный смысл человеческим стремлениям, потребностям и интересам. Эта точка зрения воплотилась по преимуществу в концепциях гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма, разумного эгоизма.

Начало философско-этическим традициям в обосновании способов достижения счастья было положено античными философами Демокритом и Эпикуром. По Демокриту, чтобы жить счастливо, достигнуть гармонии, надо жить справедливо (а справедливость для Демокрита тождественна исполнению долга), разумно, законно. В этике Демокрита чувство долга превращается в необходимость, то есть становится той трансцендентной субстанцией, которая управляет деятельностью человека и приводит его к гармонии.

Эпикур традиционно считается последователем Демокрита. К. Маркс, анализируя различия между натурфилософией Демокрита и Эпикура, отмечал, что материализм Демокрита привлек внимание Эпикура тем, что он принимал мир таким, каков он есть, отрицая сверхчувственные причины и мифологические объяснения природных процессов. Однако в природе, с точки зрения Демокрита, господствует необходимость и только она; случайность, по его мнению, есть выдумка людей, свидетельствующая об их беспомощности. Это положение Демокритовской физики не устраивало Эпикура. Он вводит принцип самопроизвольного отклонения атомов от необходимых линий движения, принцип их самоотклонения. Атомы вольны выбирать направления движения точно так же, как люди вольны совершать те или иные поступки. Следовательно, в фундаменте самого бытия заложена возможность свободы индивида. Только свободная воля – этот особый случай, ставший внутренней необходимостью, сознательным законом жизнедеятельности индивидов, – может привести к гармонии и счастью. Эпикур, признавая ценность духовных удовольствий и выстраивая иерархию потребностей, говорит об «отклонении атомов от прямой линии», то есть допускает для человека возможность внутренней свободы, возможность и право самостоятельно выбирать способы достижения счастья и гармонии.

В истории западноевропейской философии Демокритовская точка зрения в наиболее разработанном виде представлена в этике И. Канта, а теория Эпикура, пройдя длительный путь развития, дополняясь различными вариациями, в современном звучании предстала в философии экзистенциализма.

Проблема человека как центральная в философии.

Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека рассматриваются проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

Проблема человека в философии: ее сущность и специфика анализа, основные аспекты и место в системе развивающегося философского знания. Вопрос о сущности – это вопрос о тех глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных «природе». С одной стороны, человек – существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека. Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т. д. В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека – космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро – результат знаний, Зло – результат незнания. Идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. И начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место.

Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога. Характерной особенностью понимания Бога в христианстве есть то, что Бог выступает как личность. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Поэтому человеку, как богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении. Но в какой мере у человека развиты эти качества, в какой мере человек работает над собой. С этим и связана возможность и необходимость саморазвития личности. Любое совершенствование предполагает идеал. Идеал – Иисус Христос ( обладает и божественными, и человеческими качествами) . Это высшая степень совершенства.

Т. о., идеал реален.

Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек – венец творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на основании нравственного совершенствования, на основании любви к Богу – тех религиозных установок, ( выражены в священном писании. Идеалом для философии был человек – праведник. Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

Западноевропейская философия 17 века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Но кроме этого, активно исследовалась и проблема субстанции и единства мира. Это связано с историческими аспектами, влияющими на философию, а именно – с развитием науки.

Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия 18 в. также с позиций рационализма. Но в отличие от реализма 17 в., реализм 18 в. усматривал силу разума в наличии врожденных идей и интуиции, рационализм 18 в. исходил из того, что человеческий разум потому обладает мощью, что он постигает законы природы. Опираясь на чувства, опыт как источник знаний.

25