logo
bilety влады

7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии

Средневековая философия охватывает период с 5 по 14 века (от Древнего мира до Нового времени). Политеизм заменяется монотеизмом (религия, признающая одного Бога), в странах Западной Европы это христианство. Философы ориентировались на установки христианства, дополняющие необоснованные жизненным опытом утверждения (например, космологические идеи). Неотомизм – течение, представляющее собой союз теологии и философии. Два периода философии Средневековья – патристика и схоластика.

Патристика обосновывала и разрабатывала идеи христианства (до 10 века).

Климент Александрийский (Тит Флавий): 1. философия – служанка богословия; 2. Философии наиболее полезен способ рационального доказательства.

Августин Блаженный: 1. необходимость церкви как посредника между Богом и верующими; 2. истинная философия = истинная религия; 3. Бог – Всесильная Личность, сотворившая целесообразное устройство живых существ; 4. Бог бестелесен – это Воля и высшее Благо; 5. Создание Богом всего на Земле – Бытие; 6. Время характерно для конечных вещей, вечность – для Бога; 7. Углубление в душу есть путь к Богу; «я ошибаюсь и обманываю себя, следовательно, я существую»; 8. Бесконечный процесс борьбы града Земного – мира зла, - и града Божьего - мира добра. Креационизм – положение о творении природы и материи «из ничего» Богом.

Схоластика – средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном(университетском) преподавании и всецело зависевшая от теологии; развитие и продолжение патристики, это обоснование положений христианского вероучения. Вера в авторитет Священного Писания и авторитет «отцов церкви». Рост политического и экономического могущества христианской церкви приводит к возникновению папского государства. Создаются монастырские, епископские, придворные и нецерковные городские школы, а также первые европейские университеты. Проблема «универсалий» (общих понятий). Реалисты считали, что универсалии (дерево как понятие или «человек вообще») реальны и порождают вещи единичные. Номиналисты говорили, что универсалии – это имена после вещей (единичные вещи реальны, их названия – нет). Общее содержится в единичных вещах и извлекается человеческим умом.

Иоанн Скот Эриугена: 1. Верховная роль божества в жизни человека и природы в целом; 2. Человеческий разум и воля совместимы; 3. Важнейшая задача человека – толкование Священного Писания

Фома Аквинский: 1. Философия и религия тесно связаны: теология идёт от Бога к природе, а философия – от природы к Богу; 2. Религия «сверхразумна»: разуму недоступна вера; 3. Бытие Бога постигается и верой, и разумом. 4. Пять подтверждений существования Бога:

Уильям Оккам: 1. уровень разумного и уровень просветлённой веры асимметричны, и между ними пропасть; 2. Понятие – результат абстракции; 3. В сфере разума следует находить наиболее точные и простые объяснения (т.н. «бритва Оккама»); 4. Знание бывает интуитивным и абстрагированным.