7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии
Средневековая философия охватывает период с 5 по 14 века (от Древнего мира до Нового времени). Политеизм заменяется монотеизмом (религия, признающая одного Бога), в странах Западной Европы это христианство. Философы ориентировались на установки христианства, дополняющие необоснованные жизненным опытом утверждения (например, космологические идеи). Неотомизм – течение, представляющее собой союз теологии и философии. Два периода философии Средневековья – патристика и схоластика.
Патристика обосновывала и разрабатывала идеи христианства (до 10 века).
Климент Александрийский (Тит Флавий): 1. философия – служанка богословия; 2. Философии наиболее полезен способ рационального доказательства.
Августин Блаженный: 1. необходимость церкви как посредника между Богом и верующими; 2. истинная философия = истинная религия; 3. Бог – Всесильная Личность, сотворившая целесообразное устройство живых существ; 4. Бог бестелесен – это Воля и высшее Благо; 5. Создание Богом всего на Земле – Бытие; 6. Время характерно для конечных вещей, вечность – для Бога; 7. Углубление в душу есть путь к Богу; «я ошибаюсь и обманываю себя, следовательно, я существую»; 8. Бесконечный процесс борьбы града Земного – мира зла, - и града Божьего - мира добра. Креационизм – положение о творении природы и материи «из ничего» Богом.
Схоластика – средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном(университетском) преподавании и всецело зависевшая от теологии; развитие и продолжение патристики, это обоснование положений христианского вероучения. Вера в авторитет Священного Писания и авторитет «отцов церкви». Рост политического и экономического могущества христианской церкви приводит к возникновению папского государства. Создаются монастырские, епископские, придворные и нецерковные городские школы, а также первые европейские университеты. Проблема «универсалий» (общих понятий). Реалисты считали, что универсалии (дерево как понятие или «человек вообще») реальны и порождают вещи единичные. Номиналисты говорили, что универсалии – это имена после вещей (единичные вещи реальны, их названия – нет). Общее содержится в единичных вещах и извлекается человеческим умом.
Иоанн Скот Эриугена: 1. Верховная роль божества в жизни человека и природы в целом; 2. Человеческий разум и воля совместимы; 3. Важнейшая задача человека – толкование Священного Писания
Фома Аквинский: 1. Философия и религия тесно связаны: теология идёт от Бога к природе, а философия – от природы к Богу; 2. Религия «сверхразумна»: разуму недоступна вера; 3. Бытие Бога постигается и верой, и разумом. 4. Пять подтверждений существования Бога:
движение – следствие перводвигателя (движимое не может быть одновременно и двигающим)
всё, что мы видим вокруг, имеет причины к существованию и движению
необходимо небытие; высшая необходимость – Бог
должна быть высшая сущность, причина всяческого совершенства
множество тел созданы кем-то с какой-то целью
Уильям Оккам: 1. уровень разумного и уровень просветлённой веры асимметричны, и между ними пропасть; 2. Понятие – результат абстракции; 3. В сфере разума следует находить наиболее точные и простые объяснения (т.н. «бритва Оккама»); 4. Знание бывает интуитивным и абстрагированным.
- Философия
- 1.Философия. Ее предмет и функции
- 2.Основные идеи восточной философии
- 3. Объективный идеализм Платона. Теория идей. «Миф о пещере»
- 4.Сократ и революция в философии.
- 5. Античный атомизм и диалектика: Демокрит и Гераклит
- 6. Философское учение Аристотеля
- 7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии
- 8.Блаженный Августин и Фома Аквинский. Учение о гармонии веры и разума.
- 9. Проблема человека в искусстве и философии возрождения
- 10. Пантеизм и магия
- 11. Эмпиризм ф.Бэкона и рационализм р.Декарта. «Учение об идолах» Бэкона
- 12. Основные идеи Просвещения XVIII века
- 13. Нравственная философия и.Канта
- 14. Диалектика Гегеля
- 15. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- 16.Философия жизни ф. Ницше
- 17. Россия в диалоге культур. Западничество и славянофильство в русской философии
- 18.Русский космизм. Практически-нравственная ориентация русской философии.
- 19. Основные черты философии экзистенциализма.
- 20. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии хх века
- 21. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- 22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
- 23. Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.
- 24. Сознательное и бессознательное
- 25. Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.
- 26. Специфика и основные формы чувственного познания
- 27.Специфика и формы рационального познания
- 28. Научное познание, его специфические особенности. Научное и вненаучное познание (художественное, религиозное, обыденное)
- 29. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
- 30. Понятие диалектики, её основные принципы. Диалектика как учения о всеобщей связи и развитии.
- 31. Личность и общество. Свобода и ответственность. Условия и механизмы формирования личности
- 32. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия
- 33. Общество и глобальные проблемы XX столетия
- 34. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
- 35. Проблема гармонии человека и социокультурной среды его обитания. Проблема человека как центральная в философии