logo
bilety влады

9. Проблема человека в искусстве и философии возрождения

В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек, поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его творческих сил. Новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек как творец самого себя.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной, культурой. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Человек – творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. Искусство Возрождения создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силы воли, мешающей ему чувствовать и думать, как хочется.

Культура ренессанса поставила в центр мира человека и окружающий мир. Человек был охвачен желанием самоутверждения, он заново открывал для себя мир природы и вселенной, восхищался красотой окружающего мира, его кругозор расширялся. Философы Возрождения преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разумэто бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным, считали они. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. Они верили, что в мудрости и познании человек обретает настоящее счастье. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

Самым крупным и оригинальным из мыслителей эпохи Возрождения был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов “Государь” и “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”. Макиавелли представляет идею фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Неудовлетворенность – стимул к движению, из нее проистекают перемены в наших судьбах. 1 из 1ых соц-х философоф эпохи Возрождения, отвергнувших теократическую концепцию гос-ва, согл-о которой гос-во зависит от церкви, как якобы высшей власти на земле. Обосновал необходимость светского гос-ва. доказал, что побудительными мотивами деят-ти людей явл-ся эгоизм, материальный интерес. Обуздание человеческих инстинктов с п-ю силы гос-ва, которое может воспитать право, юридич-е мировоззрение людей. Церковь расшатала устои гос.власти. подкупы, убийства, вероломство- все это дозволено в политике.

В XIVв начинает формироваться гуманистическая программа развития культуры. У истока 2 ит.писателя-философа- Франческа Петрарка(1304-1374) и Джованни Боккаччо(1313-1375). Петрарака: разработка концепции гуманистического индивидуализма, суть-познание мира через познание человека. Выступал против схоластики. Боккаччо обращался к реальным проблемам человеческого бытия.