logo
bilety влады

24. Сознательное и бессознательное

Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе — припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин. В дальнейшем стремление осмыслить феномен бессознательного шло как по линии философии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др.), так и по линии психологии.

  1. Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов:

(Если поджимает время, то следующий абзац можно не писать, но прочитать надо!)

Фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим.

  1. Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К.-Г. Юнга.

Он выделил во фрейдовском «оно» помимо личностного бессознательного, более глубокий слой — коллективное бессознательное, являющееся отражением опыта предшествующих поколений, включающее общечеловеческие первообразы — архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.), это некое вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания.

(Если поджимает время, то следующий абзац можно не писать, но прочитать надо!)

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. Среди них:

сновидения, обмолвки, оговорки, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве,

патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.

  1. Далее проблемой бессознательного занялся австриец А.Адлер.

Он в определенной степени уже социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.

  1. Немецкий социолог и философ Э.Фромм выделил одним из наиболее важных факторов развития человека – экзистенциальную дихотомию.

Экзистенциальная дихотомия – противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное.

По Э.Фрому бессознательная часть человека тесно связана с обществом, в котором человек развивается, следовательно, меняется общество – меняется подсознательная часть человека.

(Если поджимает время, то следующий абзац можно не писать, но прочитать надо!)

Новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений, рождает «человека нового типа», обладающего рыночным характером. Альтернативой обществу «обладания», должно быть общество, ставящее на первое место бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь».