24. Сознательное и бессознательное
Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе — припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин. В дальнейшем стремление осмыслить феномен бессознательного шло как по линии философии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др.), так и по линии психологии.
Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов:
«Оно» (Id), находящееся за пределами сознания, хранящее в себе биологические влечения и страсти и вытесненные из сознания идеи;
«Я» (Ego) человека - посредник между «Оно» и «Сверх-Я», пытающийся удовлетворить запросы обоих, прийти к необходимому соглашению между ними; реагирует на окружающую среду посредством познавательных способностей;
«Сверх-Я» (Super Ego) — это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура.
(Если поджимает время, то следующий абзац можно не писать, но прочитать надо!)
Фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим.
Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К.-Г. Юнга.
Он выделил во фрейдовском «оно» помимо личностного бессознательного, более глубокий слой — коллективное бессознательное, являющееся отражением опыта предшествующих поколений, включающее общечеловеческие первообразы — архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.), это некое вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания.
(Если поджимает время, то следующий абзац можно не писать, но прочитать надо!)
Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. Среди них:
сновидения, обмолвки, оговорки, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве,
патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.
Далее проблемой бессознательного занялся австриец А.Адлер.
Он в определенной степени уже социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.
Немецкий социолог и философ Э.Фромм выделил одним из наиболее важных факторов развития человека – экзистенциальную дихотомию.
Экзистенциальная дихотомия – противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное.
По Э.Фрому бессознательная часть человека тесно связана с обществом, в котором человек развивается, следовательно, меняется общество – меняется подсознательная часть человека.
(Если поджимает время, то следующий абзац можно не писать, но прочитать надо!)
Новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений, рождает «человека нового типа», обладающего рыночным характером. Альтернативой обществу «обладания», должно быть общество, ставящее на первое место бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь».
- Философия
- 1.Философия. Ее предмет и функции
- 2.Основные идеи восточной философии
- 3. Объективный идеализм Платона. Теория идей. «Миф о пещере»
- 4.Сократ и революция в философии.
- 5. Античный атомизм и диалектика: Демокрит и Гераклит
- 6. Философское учение Аристотеля
- 7. Проблема мира и человека в Средневековой культуре и философии
- 8.Блаженный Августин и Фома Аквинский. Учение о гармонии веры и разума.
- 9. Проблема человека в искусстве и философии возрождения
- 10. Пантеизм и магия
- 11. Эмпиризм ф.Бэкона и рационализм р.Декарта. «Учение об идолах» Бэкона
- 12. Основные идеи Просвещения XVIII века
- 13. Нравственная философия и.Канта
- 14. Диалектика Гегеля
- 15. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- 16.Философия жизни ф. Ницше
- 17. Россия в диалоге культур. Западничество и славянофильство в русской философии
- 18.Русский космизм. Практически-нравственная ориентация русской философии.
- 19. Основные черты философии экзистенциализма.
- 20. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии хх века
- 21. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- 22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
- 23. Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.
- 24. Сознательное и бессознательное
- 25. Понятие эстетического, его связь с духовным опытом человека.
- 26. Специфика и основные формы чувственного познания
- 27.Специфика и формы рационального познания
- 28. Научное познание, его специфические особенности. Научное и вненаучное познание (художественное, религиозное, обыденное)
- 29. Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
- 30. Понятие диалектики, её основные принципы. Диалектика как учения о всеобщей связи и развитии.
- 31. Личность и общество. Свобода и ответственность. Условия и механизмы формирования личности
- 32. Проблема ценностей в философии. Основные ценности и их иерархия
- 33. Общество и глобальные проблемы XX столетия
- 34. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и классовое в культуре
- 35. Проблема гармонии человека и социокультурной среды его обитания. Проблема человека как центральная в философии