logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1.Понятие общества в философии и социологии

В своем первоначальном значении термин "общество" обозначал общность, союз, сотрудничество людей. Аристотель назвал человека "политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество.

Существует несколько определений общества, согласно которым, оно представляет сложную, исторически сложившуюся систему социальных институтов и организаций.

Возникает общество по мере упорядочивания, укрепления социальных связей, образования новых норм и правил, способствующих их упрочнению. Общество - это универсальный способ организации социальных связей и социальных взаимодействий, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей людей.

Социально-философский подход позволяет рассматривать общество в двух аспектах.

В широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора.

В узком смысле - это определенный тип человеческих отношений, общность. Общность - форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим языком, происхождением, судьбой. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся общность (например, общество филателистов или обще­ство друзей книги).

Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс).

Встречаются три основных подхода, объясняющих особенности этих связей и закономерностей:

1 подход - натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии).

2 подход - идеалистический, согласно которому сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В качестве примера берутся теократические государства, где единство обеспечивается одной верой, которая становится государственной религией, а также тоталитарные режимы, основанные на единой государственной идеологии, которая, выполняет роль скелета общественного устройства.

3 подход объяснения общественного устройства связан с анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях, при наличии тех или иных верований, и имеют самодовлеющий, определяющий характер.

Согласно атомистической теории, общество есть сумма индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое существование. В данной модели общество представляет собой конгломерат индивидов, связанных условными связями.

В органистической модели общество предстает как целое, как определенная система, структурированная особым образом на части, к которым она полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе, и участия в общем процессе. Отношения людей определяются не договором, а согласием членов общества - консенсусом, в котором учитываются объективные закономерности исторического развития.

К. Маркс разработал концепцию материалистического понимания истории, суть которой составляет положение о способе производства, который складывается объективно, независимо от воли и сознания людей. Согласно Марксу, людей в социальный организм связывает не общая идея или общий Бог, а способ производства, в который входят производительные силы - система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного производства и производственные отношения, под которыми понимается совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Все возможные способы объяснения общества и хода истории имеют общее –

1) представление о системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития;

2) наличие общественного сознания, под которым понимается целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающее различные уровни (теоретический, обыденный) и формы сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное).