logo search
bilety влады

15. Формирование и основные проблемы философии марксизма.

Формирование ф-ии Карла Маркса(1818) и Фридриха Энгельса(1820-1895) происходило с конца 30-х до конца 40-х гг. XIXв. Эта ф-я сложилась в период, когда на историческую арену выступил пролетариат как самостоятельная политическая сила.

Главная особенность- переход от идеалистического к материалистическому пониманию развития общества и в целом исторического процесса.

Предпосылки, с которых марксисты начинали исследовать общество,- это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся во взаимодействии между собой. Совокупность общественных связей и отношений всех соц-х субъектов образует то или иное общество. Общ-во через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других соц-х институтов в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого ч-ка. В таком подходе заключается «сведение индивидуального к социальному». Следующий шаг к материалистическому пониманию истории- обоснование материальных побудительных сил деятельности людей. Исходя из этого, делается вывод, что «идеальные побудительные силы», т.е. внутренние мотивы деятельности людей, отнюдь не являются последними причинами исторических событий. Поэтому важно исследовать, что кроется за этими идеальными побудительными силами. Другими словами, речь идет о материальных побудительных силах деятельности людей, к которым Маркс и Энгельс относили, прежде всего, материальные условия жизни общества и вытекающие из них матер-е потребности.

Таким образом, проблематика марксистской социальной философии с самого начала была связана с материалистическим истолкованием истории.

Одной из фундаментальных проблем выступает проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Осн.черта- преемственность. Общественное сознание людей истолковывается как отражение их общественного бытия в ходе общественной практики, различных видов их социальной деятельности. В таком плане объясняется природа, сущность и содержание общественного сознания, показывается его объективная материальная основа, каковой выступает общественное бытие людей как «реальный процесс их жизни».

С точки зрения марксистской философии общественное сознание, будучи обусловленным развитием общественного бытия людей, обладает в то же время относительной самостоятельностью, которая может быть весьма существенной. Оно имеет свою логику развития и может активно влиять на разные стороны жизни общества. Оно вбирает в себя то жизненно важное, что накоплено в области науки, искусства, морали, религии и т.д.

Согласно материалистическому пониманию истории, важнейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются их потребности. Более того, способ производства материальных благ обуславливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества. Он истолковывается как материальная основа существования и развития общества- системообразуещее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни.

Исходя из этого делается вывод, что развитие общества в конечном счете определяется развитием способа производства материальных благ. Развитие общества предстает как «естественно-исторический процесс», подчиняющийся объективным законам развития общественного производства, которые можно сознать, но невозможно отменить. Осознав объективные законы, люди могут действовать с учетом данных законов и в соответствии с ними. Тем самым делается решающий шаг от стихийности к сознательности в развитии общества. В этом заключается один их важнейших аспектов решения проблемы взаимодействия объективных условий и субъективного фактора в историческом процессе.

В 1844-46 гг. Маркс и Энгельс пишут «Святое семейство, Критика критической критики» и «Немецкая идеология», в которых выступает против философии Гелеля и его идеалистических последователей. В этих работах предлагается «новая философия», которая исследует общественные явления с позиции материализма и диалектики. Определяющими отношениями в общественной жизни являются не политические, а отношения, характеризуемые как «гражданская жизнь».

Обратили внимание на то, что сознание- это не абсолютно самостоятельная сила,, как и все явления в обществе, но имеет сове основание в материальном жизненном процессе.

Выявили природу общественной закономерности. Они показали, что законы общества- это результат деятельности людей.

Способ производства материальных благ- основа возникновения, развития и функционирования общества. Способ производства- это единство экономических сил и экономических отношений.

Открыли закон соответствия производительных отношений уровню и характеру развития производительных сил.

Им был изучен такой социально-экономический феномен, как отчуждение. Маркс показал, что отчуждение- это сложный социальный процесс, выступающий в таких формах, как