logo search
Религиозная Философия

§ 4. Гераклит

Гераклит Эфесский (ок. 540 — ок. 480) имел благородное происхождение, принадлежал к царско-жреческому роду, но отказался от царствования и ушел в горы, где жил отшельником. Ему принадлежит сочинение «О природе», в которой говорится о вселенной, государстве и божестве. Умению самостоятельно рассуждать Гераклит придавал большое значение: «Многознание уму не научает», — писал он.

Гераклит оказал большое влияние на последующую философию. Цитируют его и Платон, который непосредственно испытал влияние Гераклита, и Аристотель, и, что немаловажно, многие отцы и учители Церкви.

В философии Гераклита можно выделить некоторые основные положения: это учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке. Все сущее, согласно Гераклиту, постоянно изменяется, так что «дважды нельзя войти в одну и ту же реку». Подлинное бытие не постоянно, а непрестанно изменяется. Все переходит из одного в другое. Гераклит приводит этому множество примеров: ночь переходит в день, жизнь переходит в смерть, болезнь переходит в здоровье, и, наоборот, даже боги (конечно же, олимпийские) смертны. Собственно говоря, что такое боги? Как сказал Гераклит, боги — это бессмертные люди, а люди — это смертные боги.

Поскольку все вещи переходят друг в друга, то каждый раз одна и та же вещь является и не является самой собой. Поэтому вещи всегда несут в себе противоположные свойства. Если день переходит в ночь, а ночь переходит в день, то когда-то одновременно существует и день и ночь. Поэтому все в мире полно противоположностей, находящихся друг с другом в гармонии: «Враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение, как лука и лиры».

Первоначалом мира, по Гераклиту, является огонь. Мир не вечен и через каждые 10800 лет сгорает. Из огня возникает следующий мир. Космос в целом вечен, его «не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающий, мерно угасающий» Все это происходит не случайно. Миром управляет Логос. Поэтому логос также имеет огневидную природу.

Душа есть часть логоса и есть огонь. Жить нужно согласно разуму, логосу, который правит миром и содержится в нашей душе. А «большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок».

К современной ему религии относился Гераклит отрицательно, возражая против культов, однако верил в богов и в загробную жизнь. Для бога все прекрасно и справедливо. Люди же признали одно справедливым, другое — несправедливым. Таким образом, у Гераклита впервые встречается мысль о совершенстве всего мира, об абсолютной доброте бога и о том, что зло возникает только от того, что оно нам таковым кажется, ибо наше знание о мире неполно. То, что нам кажется злом и несправедливостью, для бога является справедливостью и гармонией.