logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1. Понятие движения. Свойства движения. Движение и покой

Атрибут - это всеобщее, неотъемлемое свойство субстанции. Атрибуты проявляются у всех явлений природы и познаются как действительная сущность материи. К атрибутам материи относят движение, пространство и время, отражение и информацию, структурность, качественную неисчерпаемость и др.

Движение - это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Но кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями целого происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объекта. Изменение обозначается в философии понятием движения.

В истории философии постоянно поднимался вопрос, является ли движение атрибутом, т.е. всеобщим, неотъемлемым, универсальным свойством материи или только ее модусом, т.е. частным свойством, которое может быть, а может и не быть.

Истоки диалектического понимания движения восходят к Гераклиту, который в образной форме выразил мысль о том, что материальная первооснова постоянно тождественна себе и в то же время находится в состоянии постоянного изменения. Античная философия в лице Гераклита и Эпикура обнаружила источник всякого движения в противоречивости внутренних процессов.

В то же время трудности постижения процесса движения в логике понятий посредством логического доказательства привели античного философа и математика Зенона к формулированию апорий, трудноразрешимых проблем, которые, в противовес чувственным впечатлениям, заставляли усомниться в движении как в атрибуте материи.

Аристотель выделял четыре возможных вида движения: возникновение и уничтожение; количественные измене­ния; качественные изменения; механическое перемещение. Наличие движения Аристотель обосновывал через вечный абсолютно непод­вижный перводвигатель (Бога).

Мыслители эпохи Возрождения были уверены, что всякое бытие, от Вселенной до мельчайших частиц, приводится в движение присущей ему душой. Преимущественное развитие механики в XVII - XVIII вв. привело к тому, что движение стали рассматривать только как механическое движение, т.е. простое пространственное перемещение. Ограниченность метафизических представлений была связана с отношением к движению как модусу с убеждением в необходимости первотолчка.

В истории философии первым, кто обосновал атрибутивный (всеобщий) характер движения был Джон Толанд. Философы-материалисты XVIII в., такие как Д. Толанд и Д. Дидро признавали движение атрибутом материи и понимали его как всеобщую внутреннюю активность.

Компромиссную позицию заняли И. Ньютон и Р. Декарт. По их мысли, Бог, подоб­но мастеру-часовщику, запустил маятник огромных мировых часов, а далее они уже идут по своим собственным законам.

С возникновением философской системы Г. Гегеля по-новому стал рассматриваться вопрос об источнике движения. Любое изменение (движение) состоит из противоположных моментов устойчи­вости (покоя) и изменчивости, дискретности и непрерывности. Ис­точник движения, по Гегелю, есть внутреннее противоречие или противоречивое явление. "Противоречие есть жизненный нерв вся­кого движения".

О конкрет­ных формах движения в науке и философии после Гегеля стали говорить в середине XIX века. С именем Ф. Энгельса связано вы­деление следующих форм движения материи: механическая, физи­ческая, химическая, биологическая и социальная. На сегодняшний день нам стало ясно, что в рамках каждой из вышеперечисленных форм можно выделить множество других. В физике, например, появились такие формы как ядерно-полевая, электрическая, квантово-механическая, тепловая и др.

Несмотря на связь и взаимопереходы, каждая форма движе­ния материи обладает качественным своеобразием. Относительно высокая форма движения материи включает в себя относительно более низкие, но не сводится к последним, не разлагается на них без остатка. Если процесс такого сведения осуществляется, то это есть проявление редукционизма. Так, понятно, что человека нель­зя представить как совокупность атомов, молекул, органов, авто­номных частей и даже как целостный биологический организм. Человек есть нечто большее, существо социокультурное, обла­дающее сознанием, а это-то как раз и ускользает от нас при ре­дукционизме.

В современной философии понятие движения истолковывается как любое изменение вообще.

Из всего вышеизложенного видно, что движение обладает сле­дующими свойствами:

- движение объективно, то есть оно существует независимо воли наблюдателя и его знаний о нем;

- движение абсолютно (всеобще), то есть оно существует всю­ду, везде и всегда, где есть материя;

- движение относительно, то есть оно существует не вообще, а в виде конкретных форм движения, рассматриваемых друг относи­тельно друга, каждая из которых конечна, относительна и прехо­дяща;

- движение противоречиво, ибо выступает в неразрывном един­стве двух противоположных моментов: момента устойчивости и мо­мента изменчивости;

- движение непрерывно, существует всегда, пока есть материя.

В качестве одного из моментов движения должен рассматриваться покой:

1) временное и относительное равновесие материальной системы. Покой — результат динамического равновесия внутренних и внешних тенденций изменения определенного объекта; в одних отношениях объекты покоятся, в других они непременно вовлечены в движение (как, скажем, мебель, здание вместе с Землей). Таким образом, движение абсолютно, а покой относителен;

2) покой безотносителен как необходимое составляющее движения. Покой и движение неразрывны (механически движущееся тело покоится в механической форме движения).