§ 4. Философская антропология м. Шелера
Основная, доминирующая проблематика западной философии XX в. — это человек. Проблема человека является основной практически во всех философских учениях (кроме, пожалуй, позитивизма). Поэтому появляются и философские течения, рассматривающие человека не просто в качестве одной, пусть и главной, своей проблемы, а ставящие проблему человека самым основным своим стержнем. Это, прежде всего, персонализм, экзистенциализм и философская антропология.
Начало философской антропологии положил немецкий философ Макс Шелер (1874–1928). В кризисе начала XX в. Шелер видел прежде всего кризис понимания человека. Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию, в абсолютизации, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценке знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания; знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Главное значение имеют знания спасения, но ими люди полностью пренебрегают. Таким образом, Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, т. е. религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Понимая всю неподъемность задачи, Шелер все же решил поставить вопрос ребром: либо философия занимается человеком, либо она вообще ничем не должна заниматься.
Главной особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек есть существо, живущее в ценностном мире. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Большинство людей главными, а может быть и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество людей в этой иерархии ценностей восходит к ценностям жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек — человек, который постиг Бога, и через Бога, через Его совершенство стал сам так же совершен. В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, но он также и существо разумное, обладающее духом, — поскольку Бог его им наделяет. Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух божественный, делая его своим достоянием. Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные божественные проявления сквозь символы. Символы — это и наука, и религия, миф, философия и т. п. Сквозь символы просвечивает высшая Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.
- Часть I. Предмет, специфика, основные понятия и методы религиозной философии
- § 1. Задачи изучения философии
- § 2. Предмет религиозной философии
- Часть II. История религиозной философии
- Глава I
- Религиозная философия на древнем востоке
- § 1. Философия и мифология
- § 2. Древняя китайская философия
- § 3. Древняя индийская философия
- Глава II Античная Религиозная философия
- § 1. Религии Древней Греции
- § 2. Милетская школа
- § 3. Пифагор
- § 4. Гераклит
- § 5. Элейская школа
- § 6. Эмпедокл
- § 7. Анаксагор
- § 8. Софисты
- § 9. Сократ
- § 10. Платон
- § 11. Аристотель
- § 12. Эпикур
- §13. Стоицизм
- § 14. Плотин
- Глава III Ранняя Средневековая философия
- § 1. Филон Александрийский
- § 2. Иустин Философ
- § 3. Татиан
- § 4. Климент Александрийский
- § 5. Тертуллиан
- § 6. Ориген
- § 7. Августин
- § 8. Религиозная философия Византии
- § 9. Иоанн Скот Эриугена
- Глава IV Схоластическая философия
- § 1. О понятии схоластики
- § 2. Ансельм Кентерберийский
- § 3. Петр Абеляр
- § 4. Бернард Клервоский
- § 5. Арабская философия
- § 6. Еврейская философия
- § 7. Католицизм в XIII веке
- § 8. Латинский аверроизм. Сигер Брабантский
- § 9. Фома Аквинский
- § 10. Бонавентура
- § 11. Роджер Бэкон
- § 12. Иоанн Дунс Скот
- § 13. Уильям Оккам
- Цитируемая литература
- Глава V философия Эпохи Возрождения
- § 1. Причины возникновения Ренессанса
- § 2. Ренессансный гуманизм
- § 3. Ренессансный платонизм
- § 4. Эразм Роттердамский
- § 5. Реформация. Мартин Лютер и Жан Кальвин
- § 6. Джордано Бруно
- Цитируемая литература
- Глава VI Религиозная ФилософиЯ нового времени
- § 1. Галилео Галилей
- § 2. Рене Декарт
- § 3. Блез Паскаль
- § 4. Бенедикт Спиноза
- §5. Томас Гоббс
- § 6. Джон Локк
- § 7. Лейбниц
- §8. Джордж Беркли
- § 9. Французское Просвещение
- §10. Иммануил Кант
- § 11. Романтизм
- § 12. Шеллинг
- § 13. Гегель
- Цитируемая литература
- Глава VII западная Религиозная ФилософиЯ XIX–XX вв.
- § 1. Атеизм и секуляризм в XIX–XX вв.
- § 2. Философия жизни. Анри Бергсон
- § 3. Сёрен Кьеркегор
- § 4. Философская антропология м. Шелера
- § 5. Экзистенциализм
- § 6. Персонализм
- § 7. Неотомизм
- Цитируемая литература
- Глава VIII русская Религиозная ФилософиЯ
- § 1. Древнерусская мысль
- § 2. Православное образование, богословие и философия в России XVII в.
- § 3. Русская мысль XVIII – начала XIX в.
- § 4. Русская религиозная философия первой половины и середины XIX в.
- § 5. Русская религиозная философия последней четверти XIX в.
- § 6. Религиозная философия Вл. Соловьева
- § 7. Русская религиозная философия начала XX в.
- § 8. Русская религиозная философия после революции 1917 г. Русская эмиграция
- § 9. Религиозная философия в ссср и в современной России.
- Цитируемая литература
- Содержание
- Часть I. 2
- § 1. Задачи изучения философии 2