logo search
Религиозная Философия

§ 1. Философия и мифология

Обычно считается, что философия возникает из стремления объяснить явления природы силами разума. А поскольку первоначально знание людей о природе было мифологично, то делается вывод, что философия возникает как некое развитие мифологического взгляда на мир, а другим следствием мифологии является религия. Отсюда следует вывод о противоположности философского и религиозного взглядов на мир. С такими положениями согласиться, конечно же, мы не можем.

Для религиозного человека очевидно, что первоначальным знанием человека было его знание о Боге — то знание, которое имел Адам, ведь он непосредственно знал Бога и имел возможность с Ним разговаривать. В дальнейшем, вследствие и после грехопадения человек был изгнан из рая и вынужден был жить в совсем других условиях. Из поколения в поколение человек терял связь с Богом, но чувствовал в себе эту связь и пытался ее понять. Многие народы, кроме рода Авраамова, в поисках Бога пошли в неправильном направлении: начали поклоняться творению вместо Творца, стали создавать себе идолы и ложных богов.

Следовательно, не религия возникает из мифологии, а наоборот, мифология является одним из следствий грехопадения человека, нарушения связи человека и Бога (вспомним одну из этимологий слова «религия» — связь человека и Бога). Люди в своих безуспешных поисках Бога начали обожествлять природу. Здесь сразу видна вторая ошибка концепций, согласно которым религия возникает из мифологии, что якобы человек выдумал богов вследствие обожествления природы. Чтобы природу обожествлять, очевидно, что нужно уже иметь какое-то представление о Боге. Поэтому вначале у человека должно быть хотя бы смутное представление о Боге, чтобы он, пользуясь своими слабыми силами и разумом, испорченным грехом, видел в природе некоторых духов, демонов и создавал различные формы религии. Такими формами первобытного религиозного сознания являются: тотемизм, состоящий в обнаружении человеком связи своего рода, племени с определенными животными, растениями или явлениями природы; магия, т. е. вера в то, что при помощи неких заклинаний или действий люди могут воздействовать на явления природы; фетишизм, т. е. поклонение некоторым вещам, в том числе явлениям природы, обожествление отдельных предметов, например Солнца или других стихий; анимизм — вера в духов или в одухотворенность природы. В анимистической религиозности уже виден некоторый, как бы предваряющий философию взгляд на мир. Человек смотрит на мир, сначала посмотрев на себя. Человек видит свою душу, видит, что он движется и мыслит при помощи своей души, и этот же взгляд переносит на внешний мир, считая, что точно так же происходит движение и развитие всей природы. Природа населяется различными духами и богами. Возникает мифология, в которой явления природы описываются посредством отношений богов, управляющих миром. В этом есть некоторое развитие, поскольку любая мифология есть уже определенная абстракция и обобщение. Люди видят не просто явления природы, но понимают, что у них есть причина, и видят ее в неком боге. Впоследствии из этого обобщения и начинает возникать философия.

Разумеется, эти общие процессы возникновения философии имеют в различных странах свои особенности. Рассмотрим, как возникает философия и какую роль в этом процессе играет религия на примере трех стран, подаривших миру особенно замечательные философские учения.