40. Научное познание, его уровни, формы и методы.
Научное познание – высший уровень логич. мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности. Выражением научного познания является научное открытие – обнаружение неизвестных ранее существенных свойств, явлений, законов или закономерностей.
Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический.
1) Эмпирич.уровень связан с предметом научного исследования и включает 2 компонента: чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления) и их первичное теоретич. осмысление, первичную понятийную обработку.
Эмпирич. познание использует 2 осн. формы изучений – наблюдение и эксперимент. Осн.единицей эмпирич. знания выступает знание научного факта. Наблюдение и эксперимент – 2 источника этого знания.
Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности (пассивное собирание фактов). Оно может быть свободным, производиться лишь с помощью человеч.органов чувств, и приборным, осуществляться с помощью приборов.
Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения (активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения поведения объекта в результате его изменения).
Источником научного знания являются факты. Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление.
2) Теоретич.уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирич.материала, выведении новых понятий, идей, концепций.
Научное познание имеет 3 осн. формы: проблема, гипотеза, теория.
1) Проблема – научный вопрос. Вопрос представляет собой вопросит.суждение, возникает только на уровне логич.познания. От обыденных вопросов проблема отличается своим предметом – это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы спец.научные средства познания – научная система понятий, методика исследования, технич.оснащение и т.д.
Проблема имеет свою структуру: предварительное, частичное знание о предмете и опред.наукой незнание, выражающее осн.направление познавательной деятельности. Проблема – противоречивое единство знания и знания о незнании.
2) Гипотеза – предположительное решение проблемы (утверждение, предполагающее доказательство). Ни одна научная проблема не может получить немедленное решение, она требует длит.поиска такого решения, выдвижения гипотез как разл.вариантов решения. Одним из важнейших свойств гипотезы является ее множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых выбираются наиболее вероятные, пока ни производится окончат.выбор одной из них или их синтез.
3) Теория – высшая форма научного познания и система понятий, описывающая и объясняющая отд.область действительности. Теория включает свои теоретич. основания (принципы, постулаты, осн.идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирич. базу. Важными частями теории выступают ее описательная и объяснительная части. Описание – характеристика соответствующей области действительности. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть?
Научное познание имеет методы исследования – способы познания, подходы к действительности: наиболее общий метод, разрабатываемый философией, общенаучные методы, специфич. частные методы отд. наук.
1) Человеч. познание должно учитывать всеобщие свойства, формы, законы действительности, мира и человека, т.е. должно опираться на всеобщий метод познания. В совр. науке это диалектико-материалистический метод.
2) К общенаучным методам относятся: обобщение и абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Обобщение – процесс выделения общего из единичного. Логич. обобщение опирается на полученное на уровне представления и далее выделяет все более существенные признаки.
Абстрагирование – процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных. Все человеч.понятия выступают поэтому как абстракции, отображающие существ. признаки вещей.
Анализ – мысленное расчленение целого на части.
Синтез – мысленное объединение частей в единое целое. Анализ и синтез – противоположные мыслительные процессы. Однако ведущим оказывается анализ, поскольку он направлен на обнаружение различий и противоречий.
Индукция – движение мысли от единичного к общему.
Дедукция – движение мысли от общего к единичному.
3) Каждая наука обладает также своими специфич. методами, которые вытекают из ее осн.теоретич.установок.
- 1. Основной вопрос философии, его структура и варианты ответа. Формы материализма и идеализма. Второй вопрос философии.
- 2. Второй уровень – тройственный вопрос: о сущности мира, о сущности сознания и о сущности отношения сознания к материи.
- 4. Второй вопрос философии.
- 2. Социальные и гносеологические корни философии, материализма и идеализма. Проблема партийности философии.
- 3. Античная философия.
- 5. Античный материализм.
- 6. Античный идеализм.
- 4. Европейская философия Средних веков и эпохи Возрождения.
- 5. Английский материализм 17 века. Французский материализм 18 века.
- 9. Философия 17в.
- 10. Философия 18в.
- 6. Философия р.Декарта. Философия б.Спинозы.
- 7. Философия и.Канта.
- 8. Философия г.Гегеля.
- 9. Философия л.Фейербаха.
- 10. Русская философия 18-20 вв.: просветители, революционеры-демократы, в.С.Соловьев, н.А.Бердяев, "русский космизм".
- 11. Позитивизм и неопозитивизм.
- 12. Экзистенциализм.
- 13. Возникновение марксизма: предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.
- 14. Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
- 18. Предмет, структура и функции научной философии.
- 15. Философия и частные науки. Философия и искусство. Философия и политика.
- 2. Философия и частные науки.
- 16. Проблема сущности мира. Донаучные представления о материи.
- 17. Ленинское определение материи. Дискуссии о материи в советской философии.
- 18. Материя как субстанция. Атрибуты материи.
- 19. Пространство и время — формы бытия материи.
- 20. Движение — способ существования материи.
- 22. Сущность физической формы материи.
- 23. Сущность химической формы материи.
- 24. Сущность биологической формы материи.
- 25. Сущность социальной формы материи (человека).
- 26. Донаучные концепции сознания. Психология о сущности сознания и его структуре.
- 27. Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.
- 28. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.
- 29. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.
- 30. Принцип всеобщей связи.
- 31. Принцип развития.
- 32. Закон перехода количества в качество и качества в количество.
- 33. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 34. Закон отрицания отрицания.
- 35. Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное и единичное.
- 36. Необходимость и случайность. Явление и сущность.
- 37. Форма и содержание. Возможность и действительность. Причина и следствие.
- 38. Конкретно-всеобщая теория развития. Развитие материи как целостный процесс. Философия и пограничные науки.
- 39. Единый закономерный мировой процесс и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
- 40. Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии.
- 41. Чувственное познание. Его формы.
- 42. Логическое познание. Его фундаментальный уровень.
- 1. Осн. Логич. Процессы.
- 2. Осн.Логич.Формы.
- 3. Осн.Логич.Законы.
- 43. Обыденное познание. Научное познание.
- 39. Обыденное познание.
- 40. Научное познание, его уровни, формы и методы.
- 44. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины.
- 41. Истина.
- 42. Практика.
- 45. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация.
- 45. Материалистическое понимание истории.
- 46. Сущность человека. "Сущностные силы" человека.
- 47. Индивид и общество. Понятие личности, ее формирование. Роль народных масс и личности в истории.
- 49. Проблема индивида и общества.
- 48. Человек как объект биологического исследования.
- 49. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации.
- 50. Материальное производство: структура и источники развития.
- 51. Производительные силы: структура и источники развития. Производственные отношения: структура и источники развития.
- 52. Сущность труда.
- 53. Собственность: природа, структура, тенденции развития.
- 54. Свобода и социальные факторы ее развития.
- 55. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы, направления развития.
- 56. Исторические общности людей.
- 57. Классы и классовая борьба.
- 56. Классовая структура общества.
- 58. Происхождение и сущность государства.
- 59. Индивидуальное и общественное сознание. Законы развития общественного сознания.
- 58. Сущность и законы развития общественного сознания.
- 60. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 61. Сущность истории человечества, ее закономерности. Единство и многообразие исторического процесса.
- 62. Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.
- 63. Капиталистическая формация. Постиндустриальное общество.
- 64. Теория коммунистической формации.