16. Проблема сущности мира. Донаучные представления о материи.
Сущность – внутренняя определенность предмета; наиболее важное в предмете; то, что отличает предмет от др. предметов.
На протяжении истории были предприняты попытки объяснения сущности мира: религиозная, субъективно-идеалистическая, объективно-идеалистическая, материалистическая.
Религиозная утверждала, что мир сотворен богом; бог – высшая сущность мира, творец мира, «неподвижный перводвигатель». По сути, понятие бога – понятие-фантом, несуществующее понятие. Понятие бога, включая одновременно мысль о боге, как о перводвигателе всего сущего и мысль о неподвижности бога, т.е. его полноте, совершенстве, законченности, представляет собой логич.противоречие, бессмыслицу.
Суб.идеализм утверждал, что мир – это комплекс ощущений. Суб.идеализм находится в полном противоречии с естеств. и соц.науками, которые говорят о том, что природа существует до, вне и независимо от сознания (т.е. ощущений).
Об.идеализм утверждал, что мир – объективное сознание, дух, мышление, которое порождает природу и человека. (Но откуда же берется это сознание, как ни из материи, человека?)
Материализм с античных времен стремился объяснить мир из него самого, не перенося на мир человеч. качества. Материализм утверждал, что мир – материя (в ее бесконечных проявлениях). Осталось определить понятие материи, чтобы ответить на вопрос о глубинной сущности мира. В разные времена существовали разные понятия материи. В античности материю отождествляли с какой-либо конкретной формой материи (вода, воздух, огонь), либо понимали как неделимые частицы – атомы. В Новом времени материя – это природа, бесконечная совокупность вещей; но признак «природности» не мог быть отнесен к соц.бытию, человеку.
Вывод: в старой философии проблема сущности мира не имела решения.
Решение было найдено в научной философии.
Определить что-либо – значит отличить его от другого. Но от чего можно отличить мир в целом, вне которого ничего нет? Если бесконечный мир нельзя отличить от чего-то вне его, то надо отличить от чего-то в нем самом! Искомое явление должно быть универсальной противоположностью мира как целого и его сущности. Искомым явлением является человеч. сознание.
Строгое научное определение материи дал Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм»: Материя – есть объективная реальность, данная нам в ощущении. Термин реальность означает бытие, действительность, невымышленное существование. Термин объективное означает существующее до, вне и независимо от сознания. Существование до сознания означает предшествование материи сознанию. Существование вне сознания означает, что внешний мир не принадлежит сознанию, не является содержанием сознания. Независимость от сознания означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании, обладает самостоят.существованием.
Также существует понятие материи как субстанции – причина и первооснова самой себя. Субстанция – то, что ни в чем не нуждается для своего существования кроме себя самой. Выделяются свойства материи – ее атрибуты. 3 главные атрибута материи – пространство (протяженность), время (длительность) и движение (изменение)-развитие(движение от простого к сложному).
- 1. Основной вопрос философии, его структура и варианты ответа. Формы материализма и идеализма. Второй вопрос философии.
- 2. Второй уровень – тройственный вопрос: о сущности мира, о сущности сознания и о сущности отношения сознания к материи.
- 4. Второй вопрос философии.
- 2. Социальные и гносеологические корни философии, материализма и идеализма. Проблема партийности философии.
- 3. Античная философия.
- 5. Античный материализм.
- 6. Античный идеализм.
- 4. Европейская философия Средних веков и эпохи Возрождения.
- 5. Английский материализм 17 века. Французский материализм 18 века.
- 9. Философия 17в.
- 10. Философия 18в.
- 6. Философия р.Декарта. Философия б.Спинозы.
- 7. Философия и.Канта.
- 8. Философия г.Гегеля.
- 9. Философия л.Фейербаха.
- 10. Русская философия 18-20 вв.: просветители, революционеры-демократы, в.С.Соловьев, н.А.Бердяев, "русский космизм".
- 11. Позитивизм и неопозитивизм.
- 12. Экзистенциализм.
- 13. Возникновение марксизма: предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.
- 14. Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
- 18. Предмет, структура и функции научной философии.
- 15. Философия и частные науки. Философия и искусство. Философия и политика.
- 2. Философия и частные науки.
- 16. Проблема сущности мира. Донаучные представления о материи.
- 17. Ленинское определение материи. Дискуссии о материи в советской философии.
- 18. Материя как субстанция. Атрибуты материи.
- 19. Пространство и время — формы бытия материи.
- 20. Движение — способ существования материи.
- 22. Сущность физической формы материи.
- 23. Сущность химической формы материи.
- 24. Сущность биологической формы материи.
- 25. Сущность социальной формы материи (человека).
- 26. Донаучные концепции сознания. Психология о сущности сознания и его структуре.
- 27. Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.
- 28. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.
- 29. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.
- 30. Принцип всеобщей связи.
- 31. Принцип развития.
- 32. Закон перехода количества в качество и качества в количество.
- 33. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 34. Закон отрицания отрицания.
- 35. Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное и единичное.
- 36. Необходимость и случайность. Явление и сущность.
- 37. Форма и содержание. Возможность и действительность. Причина и следствие.
- 38. Конкретно-всеобщая теория развития. Развитие материи как целостный процесс. Философия и пограничные науки.
- 39. Единый закономерный мировой процесс и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
- 40. Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии.
- 41. Чувственное познание. Его формы.
- 42. Логическое познание. Его фундаментальный уровень.
- 1. Осн. Логич. Процессы.
- 2. Осн.Логич.Формы.
- 3. Осн.Логич.Законы.
- 43. Обыденное познание. Научное познание.
- 39. Обыденное познание.
- 40. Научное познание, его уровни, формы и методы.
- 44. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины.
- 41. Истина.
- 42. Практика.
- 45. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация.
- 45. Материалистическое понимание истории.
- 46. Сущность человека. "Сущностные силы" человека.
- 47. Индивид и общество. Понятие личности, ее формирование. Роль народных масс и личности в истории.
- 49. Проблема индивида и общества.
- 48. Человек как объект биологического исследования.
- 49. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации.
- 50. Материальное производство: структура и источники развития.
- 51. Производительные силы: структура и источники развития. Производственные отношения: структура и источники развития.
- 52. Сущность труда.
- 53. Собственность: природа, структура, тенденции развития.
- 54. Свобода и социальные факторы ее развития.
- 55. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы, направления развития.
- 56. Исторические общности людей.
- 57. Классы и классовая борьба.
- 56. Классовая структура общества.
- 58. Происхождение и сущность государства.
- 59. Индивидуальное и общественное сознание. Законы развития общественного сознания.
- 58. Сущность и законы развития общественного сознания.
- 60. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 61. Сущность истории человечества, ее закономерности. Единство и многообразие исторического процесса.
- 62. Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.
- 63. Капиталистическая формация. Постиндустриальное общество.
- 64. Теория коммунистической формации.