39. Единый закономерный мировой процесс и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
Первоначальной теорией развития была абстрактно-всеобщая, которая фиксировала развитие вообще, но игнорировала развитие особенного, единичного. Она не смогла объяснить почему возникают конкр.формы материи, в том числе соц. – человек.
Позднее в 20в. была разработана конкретно-всеобщая теория развития, которая фиксировала, в том числе в сжатом, обобщенном виде развитие единичного.
Центральным понятием конкретно-всеобщей теории развития выступает понятие единого закономерного мирового процесса развития – бесконечная закономерная последовательность осн. форм материи, выступающих в качестве осн.ступеней развития материи.
Крупным недостатком абстрактно-всеобщей теории развития является то, что ее 3 закона не объединены каким-либо общим, интегральным законом развития. Однако при изучении единого закономерного мирового процесса обнаруживается закон, определяющий необходимую (а не случайную), закономерную последовательность осн.форм материи.
При анализе соотношения осн. форм материи конкретно-всеобщая теория обнаруживает целый ряд закономерностей развития.
1) Закон-ть последовательного восхождения от низших форм материи к высшим (развитие – последовательность основных 4 ступеней).
2) Закон-ть «включенного низшего»: в процессе развития низшая форма материи никуда не исчезает, а сохраняется в высшей в качестве ее основания.
3) Закон-ть «невключенного низшего»: в состав высшей формы материи включается только часть низшей формы. Преобладающая масса низшей формы сохраняется, образуя среду для новой формы.
4) Закон-ть «подчинения»: низшая форма материи подчинена высшей, не имеет полностью самостоят. значения, хотя сохраняет свою общую природу и законы.
5) Закон-ть «интегративного характера высшего»: предшествующие формы материи в составе высшего образуют систему уровней. Однако высшее включает систему предшествующих уровней и собственно высшее, т.е. свой специфич.уровень. Поэтому каждая форма материи имеет интегративную природу, является интеграцией всех включенных в нее уровней и собственно высшего уровня.
6) Закон-ть «аккумулятивного характера»: в процессе развития все положительное содержание предыдущего этапа сохраняется, а отрицательное, изжившее себя отбрасывается. (по сути законы 2 и 3)
Закономерный мировой процесс развития можно представить как единство трех основных неравноценных направлений: магистральное, «подчиненное» и направление развития «невключенного» низшего.
Магистральное направление – последовательность основных форм материи (Ф–Х–Б–С). Развитие материи выражено в наиболее полном, ясном и концентрированном или «типическом» виде, поскольку именно на магистрали развития происходит смена качественно различных форм материи.
Каждая узловая точка на магистральной линии дает начало трем ветвям развития. Основные точки роста сложности всегда находятся на магистрали. Линия магистрального развития невозможна без подчиненного ей развития низшего, включенного в состав высшей ступени организации материи.
На линии «подчиненного» развития изменения не выходят за рамки одной и той же качественно определенной формы материи.
Особый характер имеет развития низшего, не включенного в состав высшей ступени. Развития представлено здесь в наиболее стертом виде, носит наименее радикальный характер. Здесь тоже есть свои точки и ступени развития, но они не выходят за пределы соответствующей формы материи. С направлением «невключенного» низшего связано формирование комплексных форм материи – астрономической, геологической и географической. Последовательность этих форм является производной от магистрального направления. С линиями «подчиненного» развития и «невключенного» низшего необходимо связать также круговороты развития, составляющие необходимый элемент единого мирового процесса.
Поскольку «невключенное» низшее состоит из тех же основных элементов, что и «включенное», обладает такими же основными свойствами и природой, оно сохраняет огромный фонд нереализованных возможностей развития.
Мир – это бесконечная иерархическая система уровней, образованная процессом развития, в котором ступени процесса откладываются и закрепляются в виде последовательности уровней организации материи.
Вывод о бесконечности мира можно сделать на основе изучения его конечной, но достаточно сложной и многообразной части. Более того, диалектика конечного и бесконечного такова, что только в бесконечном мире мог осуществиться конечный отрезок развития, только в бесконечном может существовать конечное.
Являясь высшей ступенью развития материи, человек аккумулирует в себе результаты бесконечного процесса развития и обладает поэтому бесконечным, всеобщим, универсальным содержанием, несет в себе бесконечность. Вместе с тем человек представляет собой определенную ступень развития материи и несет в себе специфические черты, особенное содержание. А поскольку человек всегда индивидуален, он имеет так же единичное содержание, индивидуальные черты.
Бесконечное, всеобщее и универсальное выражено в человека через конечное, особенное и единичное. Человек – единство бесконечного и конечного, всеобщего, особенного и единичного.
Бесконечное, всеобщее, универсальное выражено в человеке в обобщенном, сокращенном виде, это обобщение качеств, сущностей предшествующих ступеней развития материи.
Научная концепция человека как высшего цвета материи, микрокосма, повторяющего в себе бесконечный космос и способного к его бесконечному познанию и практическому освоению, раскрыла подлинную сущность человека, его величие и достоинство в мире.
Человек, несущий в себе бесконечность, способен к бесконечному прогрессу.
Как возможно научное мировоззрение?
Центральной проблемой обоснования научного мировоззрения является проблема: как возможно научное воззрение на природу бесконечного мира, если опыт человека всегда конечен, относится к известной нам части мира? Не является ли сущность бесконечного мира навсегда закрытой от нас, а материализм, идеализм и религия – всего лишь гипотезы?
Проблема научного мировоззрения окажется разрешимой, если для бесконечного мира существуют такие репрезентативные области, в которых сущность мира, его наиболее общие черты проявляются и могут быть схвачены.
С одной стороны, человек, как наивысшая ступень развития материи, единство конечного и бесконечного, самим развитием материи поставлен в практическое и духовное отношение к бесконечному миру, к его сущности, с другой стороны, он существует в «области наивысшего развития» мира, в которой природа мира выражена, проявлена. В силу этого человек способен к созданию достоверного научного мировоззрения.
- 1. Основной вопрос философии, его структура и варианты ответа. Формы материализма и идеализма. Второй вопрос философии.
- 2. Второй уровень – тройственный вопрос: о сущности мира, о сущности сознания и о сущности отношения сознания к материи.
- 4. Второй вопрос философии.
- 2. Социальные и гносеологические корни философии, материализма и идеализма. Проблема партийности философии.
- 3. Античная философия.
- 5. Античный материализм.
- 6. Античный идеализм.
- 4. Европейская философия Средних веков и эпохи Возрождения.
- 5. Английский материализм 17 века. Французский материализм 18 века.
- 9. Философия 17в.
- 10. Философия 18в.
- 6. Философия р.Декарта. Философия б.Спинозы.
- 7. Философия и.Канта.
- 8. Философия г.Гегеля.
- 9. Философия л.Фейербаха.
- 10. Русская философия 18-20 вв.: просветители, революционеры-демократы, в.С.Соловьев, н.А.Бердяев, "русский космизм".
- 11. Позитивизм и неопозитивизм.
- 12. Экзистенциализм.
- 13. Возникновение марксизма: предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.
- 14. Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
- 18. Предмет, структура и функции научной философии.
- 15. Философия и частные науки. Философия и искусство. Философия и политика.
- 2. Философия и частные науки.
- 16. Проблема сущности мира. Донаучные представления о материи.
- 17. Ленинское определение материи. Дискуссии о материи в советской философии.
- 18. Материя как субстанция. Атрибуты материи.
- 19. Пространство и время — формы бытия материи.
- 20. Движение — способ существования материи.
- 22. Сущность физической формы материи.
- 23. Сущность химической формы материи.
- 24. Сущность биологической формы материи.
- 25. Сущность социальной формы материи (человека).
- 26. Донаучные концепции сознания. Психология о сущности сознания и его структуре.
- 27. Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.
- 28. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.
- 29. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.
- 30. Принцип всеобщей связи.
- 31. Принцип развития.
- 32. Закон перехода количества в качество и качества в количество.
- 33. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 34. Закон отрицания отрицания.
- 35. Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное и единичное.
- 36. Необходимость и случайность. Явление и сущность.
- 37. Форма и содержание. Возможность и действительность. Причина и следствие.
- 38. Конкретно-всеобщая теория развития. Развитие материи как целостный процесс. Философия и пограничные науки.
- 39. Единый закономерный мировой процесс и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
- 40. Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии.
- 41. Чувственное познание. Его формы.
- 42. Логическое познание. Его фундаментальный уровень.
- 1. Осн. Логич. Процессы.
- 2. Осн.Логич.Формы.
- 3. Осн.Логич.Законы.
- 43. Обыденное познание. Научное познание.
- 39. Обыденное познание.
- 40. Научное познание, его уровни, формы и методы.
- 44. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины.
- 41. Истина.
- 42. Практика.
- 45. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация.
- 45. Материалистическое понимание истории.
- 46. Сущность человека. "Сущностные силы" человека.
- 47. Индивид и общество. Понятие личности, ее формирование. Роль народных масс и личности в истории.
- 49. Проблема индивида и общества.
- 48. Человек как объект биологического исследования.
- 49. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации.
- 50. Материальное производство: структура и источники развития.
- 51. Производительные силы: структура и источники развития. Производственные отношения: структура и источники развития.
- 52. Сущность труда.
- 53. Собственность: природа, структура, тенденции развития.
- 54. Свобода и социальные факторы ее развития.
- 55. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы, направления развития.
- 56. Исторические общности людей.
- 57. Классы и классовая борьба.
- 56. Классовая структура общества.
- 58. Происхождение и сущность государства.
- 59. Индивидуальное и общественное сознание. Законы развития общественного сознания.
- 58. Сущность и законы развития общественного сознания.
- 60. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 61. Сущность истории человечества, ее закономерности. Единство и многообразие исторического процесса.
- 62. Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.
- 63. Капиталистическая формация. Постиндустриальное общество.
- 64. Теория коммунистической формации.