logo
5_po_filosofii

49. Проблема индивида и общества.

Понятие «индивид» имеет 3 разл.значения:

1) Индивид как единичное, как данное отд. образование (конкр. человек). «Предельная единичность».

2) Индивид как единичное вообще: единичная вещь вообще, единичный человек вообще (единичное выступает как общее). Вариантом такого понятия является представление о «среднестатистическом» гражданине данного общества, класса, группы.

3) Индивид как множество, совокупность индивидов. Это значение близко понятию общества, обозначает его индивидную основу.

Научный материализм: общество – сложно организованная совокупность индивидов, включающая в себя как общее в индивидах, так и всю совокупность индивидуальных различий. Общество – это абстрактное образование, а конкретное целое. Индивид – единство всеобщего, особенного и единичного.

Соответственно соотношение индивида и общества существенно различается в зависимости от того, в каком значении рассматривается индивид. Верховенство общества над индивидом в наибольшей степени выражено при 1м значении индивида; при 2м значении оно сильно ослабевает; при 3м значении понятия общества и индивида почти сливаются.

Личность – это индивид в его деятельности и отношениях. Формирование личности сложный многоуровненый процесс, подчиненный ряду закономерностей. Социализация включает 3 уровня:

  1. Идентификация – первичная форма социализации, в ходе которой индивиду передается родовое и достигается его тождество с родом;

  2. Сущность индивидуализации состоит в активном утверждении индивидом себя, своего Я через приобщение, самоовладение материальным и духовным потенциалом общества;

  3. Высший уровень социализации – персонализация. Превращение каждого индивида в активного, самостоятельного субъекта, творящего себя, свое и общественное бытие в соответствии с выбраной жизнеутверждающей позицией.

В процессе социализации личности все 3 формы реализуются одновременно, но в разные возрастные периоды выражены по – разному.

Роль.

Люди, народные массы – это творцы истории, играющие в ней ведущую роль. Именно они – главные создатели материальной и духовной культуры, основная движущая сила прогресса. В «святом семействе» Маркс и Энгельс сформулировали закон возрастания роли народных масс в истории, согласно которому вместе с основательностью действий будет расти и объем массы людей, делом которых они являются. Это связано с развитием производственных сил. Помимо роста массы участвующий в историческом творчестве, растет и сознательность людей, степень их зрелости. Деятельность индивидов предполагает общественную организацию людей и тем более сложную, чем сложнее осуществляемая индивидами деятельность. Сколь бы ни была велика роль личности в истории, ее величие – продукт величия исторических преобразований, совершаемых действием народных масс, а великая личность лишь результат великой эпохи. С усложнением труда и общественной жизни в целом растет и роль личности. В постиндустриальном обществе высшей ценностью становятся личности, обладающие развитой индивидуальностью и ответственностью за все, что они совершают.