49. Проблема индивида и общества.
Понятие «индивид» имеет 3 разл.значения:
1) Индивид как единичное, как данное отд. образование (конкр. человек). «Предельная единичность».
2) Индивид как единичное вообще: единичная вещь вообще, единичный человек вообще (единичное выступает как общее). Вариантом такого понятия является представление о «среднестатистическом» гражданине данного общества, класса, группы.
3) Индивид как множество, совокупность индивидов. Это значение близко понятию общества, обозначает его индивидную основу.
Научный материализм: общество – сложно организованная совокупность индивидов, включающая в себя как общее в индивидах, так и всю совокупность индивидуальных различий. Общество – это абстрактное образование, а конкретное целое. Индивид – единство всеобщего, особенного и единичного.
Соответственно соотношение индивида и общества существенно различается в зависимости от того, в каком значении рассматривается индивид. Верховенство общества над индивидом в наибольшей степени выражено при 1м значении индивида; при 2м значении оно сильно ослабевает; при 3м значении понятия общества и индивида почти сливаются.
Личность – это индивид в его деятельности и отношениях. Формирование личности сложный многоуровненый процесс, подчиненный ряду закономерностей. Социализация включает 3 уровня:
Идентификация – первичная форма социализации, в ходе которой индивиду передается родовое и достигается его тождество с родом;
Сущность индивидуализации состоит в активном утверждении индивидом себя, своего Я через приобщение, самоовладение материальным и духовным потенциалом общества;
Высший уровень социализации – персонализация. Превращение каждого индивида в активного, самостоятельного субъекта, творящего себя, свое и общественное бытие в соответствии с выбраной жизнеутверждающей позицией.
В процессе социализации личности все 3 формы реализуются одновременно, но в разные возрастные периоды выражены по – разному.
Роль.
Люди, народные массы – это творцы истории, играющие в ней ведущую роль. Именно они – главные создатели материальной и духовной культуры, основная движущая сила прогресса. В «святом семействе» Маркс и Энгельс сформулировали закон возрастания роли народных масс в истории, согласно которому вместе с основательностью действий будет расти и объем массы людей, делом которых они являются. Это связано с развитием производственных сил. Помимо роста массы участвующий в историческом творчестве, растет и сознательность людей, степень их зрелости. Деятельность индивидов предполагает общественную организацию людей и тем более сложную, чем сложнее осуществляемая индивидами деятельность. Сколь бы ни была велика роль личности в истории, ее величие – продукт величия исторических преобразований, совершаемых действием народных масс, а великая личность лишь результат великой эпохи. С усложнением труда и общественной жизни в целом растет и роль личности. В постиндустриальном обществе высшей ценностью становятся личности, обладающие развитой индивидуальностью и ответственностью за все, что они совершают.
- 1. Основной вопрос философии, его структура и варианты ответа. Формы материализма и идеализма. Второй вопрос философии.
- 2. Второй уровень – тройственный вопрос: о сущности мира, о сущности сознания и о сущности отношения сознания к материи.
- 4. Второй вопрос философии.
- 2. Социальные и гносеологические корни философии, материализма и идеализма. Проблема партийности философии.
- 3. Античная философия.
- 5. Античный материализм.
- 6. Античный идеализм.
- 4. Европейская философия Средних веков и эпохи Возрождения.
- 5. Английский материализм 17 века. Французский материализм 18 века.
- 9. Философия 17в.
- 10. Философия 18в.
- 6. Философия р.Декарта. Философия б.Спинозы.
- 7. Философия и.Канта.
- 8. Философия г.Гегеля.
- 9. Философия л.Фейербаха.
- 10. Русская философия 18-20 вв.: просветители, революционеры-демократы, в.С.Соловьев, н.А.Бердяев, "русский космизм".
- 11. Позитивизм и неопозитивизм.
- 12. Экзистенциализм.
- 13. Возникновение марксизма: предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.
- 14. Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
- 18. Предмет, структура и функции научной философии.
- 15. Философия и частные науки. Философия и искусство. Философия и политика.
- 2. Философия и частные науки.
- 16. Проблема сущности мира. Донаучные представления о материи.
- 17. Ленинское определение материи. Дискуссии о материи в советской философии.
- 18. Материя как субстанция. Атрибуты материи.
- 19. Пространство и время — формы бытия материи.
- 20. Движение — способ существования материи.
- 22. Сущность физической формы материи.
- 23. Сущность химической формы материи.
- 24. Сущность биологической формы материи.
- 25. Сущность социальной формы материи (человека).
- 26. Донаучные концепции сознания. Психология о сущности сознания и его структуре.
- 27. Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.
- 28. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.
- 29. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.
- 30. Принцип всеобщей связи.
- 31. Принцип развития.
- 32. Закон перехода количества в качество и качества в количество.
- 33. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 34. Закон отрицания отрицания.
- 35. Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное и единичное.
- 36. Необходимость и случайность. Явление и сущность.
- 37. Форма и содержание. Возможность и действительность. Причина и следствие.
- 38. Конкретно-всеобщая теория развития. Развитие материи как целостный процесс. Философия и пограничные науки.
- 39. Единый закономерный мировой процесс и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
- 40. Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии.
- 41. Чувственное познание. Его формы.
- 42. Логическое познание. Его фундаментальный уровень.
- 1. Осн. Логич. Процессы.
- 2. Осн.Логич.Формы.
- 3. Осн.Логич.Законы.
- 43. Обыденное познание. Научное познание.
- 39. Обыденное познание.
- 40. Научное познание, его уровни, формы и методы.
- 44. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины.
- 41. Истина.
- 42. Практика.
- 45. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация.
- 45. Материалистическое понимание истории.
- 46. Сущность человека. "Сущностные силы" человека.
- 47. Индивид и общество. Понятие личности, ее формирование. Роль народных масс и личности в истории.
- 49. Проблема индивида и общества.
- 48. Человек как объект биологического исследования.
- 49. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации.
- 50. Материальное производство: структура и источники развития.
- 51. Производительные силы: структура и источники развития. Производственные отношения: структура и источники развития.
- 52. Сущность труда.
- 53. Собственность: природа, структура, тенденции развития.
- 54. Свобода и социальные факторы ее развития.
- 55. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы, направления развития.
- 56. Исторические общности людей.
- 57. Классы и классовая борьба.
- 56. Классовая структура общества.
- 58. Происхождение и сущность государства.
- 59. Индивидуальное и общественное сознание. Законы развития общественного сознания.
- 58. Сущность и законы развития общественного сознания.
- 60. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 61. Сущность истории человечества, ее закономерности. Единство и многообразие исторического процесса.
- 62. Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.
- 63. Капиталистическая формация. Постиндустриальное общество.
- 64. Теория коммунистической формации.