logo
5_po_filosofii

51. Производительные силы: структура и источники развития. Производственные отношения: структура и источники развития.

В производстве различают 2 стороны: производит. силы и производств. отношения. Производит. силы определяют производств. отношения.

Производит. силы выражают единство 2х сторон: личной (сам человек, труд, рабочая сила) и вещественной (средства производства (продукт человеч. деятельности)). Сам труд потребляет средства производства. Средства производства состоят из предмета труда – то, на что направлена человеч. деятельность, сам труд; и средств труда – то, что служит проводником воздействия на предмет труда, от них зависит то, какой предмет будет обрабатываться. Средства труда состоят из орудий труда – механич. средства; и средств для хранения предметов труда.

В результате – продукт труда.

Источники развития производит. сил. В производит. силах наиболее подвижным, определяющим является личный элемент – общество, люди, тогда как техника (средства труда) – лишь преобразованный человеком природный элемент. Изменение техники осуществляется людьми, т.е. новая техника создается в результате деятельности человека. Появлению новой техники предшествует возникновение новых потребностей и способностей. Средства труда служат показателем развития рабочей силы.

Производств. отношения – отношения между людьми в процессе производства. В соответствии со сложной структурой производства различают собственно производств. отношения (ведущая роль), отношения распределения, обмена, потребления.

Источник развития производств. отношений заключен в производит. силах. Каковы пр – ные силы, таковы и пр – ные отношения.

Соотношение раскрыто Марксом.

Произ. Силы, будучи содержанием способа пр – ва, определяют форму – пр – ные отношения. Пока пр – ные отношения соответствуют производительным силам, они создают простор их развитию. Взаимосвязь определяет закон: соответствия пр – ных отношений производит. силам. Закон коренится в природе человека. Пр – ные силы выражают отношение человека к природе, которое не сводится лишь к ее преобразованию, оно есть отношение человека к своей родовой сущности, к человеческой сущности вообще. Таким образом, закон выражает соответствие отношений человека и его собственной сущности.