49. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации.
Общественно-экономич. формация (ОЭФ) – это общество на опред. ступени развития. Основу каждой ОЭФ образует способ производства – это единство производит. сил и производств. отношений.
Ведущими здесь являются производит. силы, которые и определяют производств. отношения. Совокупность производственных отношений составляют экономический базис формации. Над ним возвышается надстройка. Составляющие надстройки: идеи, взгляды, идеологические отношения и соответствующие им учреждения.
Наряду с формационным подходом, связанным с выделением крупнейших типов общества и ступеней его развития, существует также цивилизационный подход, основанный на понятии «цивилизация». Понятие цивилизация имеет несколько смыслов. Первый: ступень развития, следующая за варварством (Морган – США, Энгельс); 2 смысл: как процесс общественного совершенствования (англоязычные страны); локальные цивилизации – отличия по географ. признаку и по духовной культуре, чаще всего религии. Историч. процесс имеет направленный характер. Общее направление – все более полная реализация потенциально бесконечной универсальной сущности человека. «цивилизация» - это конкретно-историч.формации, связанные с крупными факторами жизни общества – использованием железа, пара и машин, атомной энергии и т.д.
Направленность исторического процесса от низшего к высшему рождается из природы способностей и потребностей, труда и познания, производства и потребления.
Цель истории – создание условий для всестороннего развития человека, которое означает и всестороннее удовлетворение биологических потребностей, и развитие задатков человека.
Важным фактором, определяющим направленность исторического процесса, является сознание. Уже фундаментальная структура его – деление на две ступени: чувственную и логическую – выражает основную тенденцию процесса познания – усложнение.
Одно из крупных открытий Маркса – единый закономерный исторический процесс, «магистраль» которого образована последовательностью пяти общественно-экономических формаций.
Основные ступени исторического процесса:
1. Первобытно-общинная формация – первая ступень сформировавшегося общества. В развитии первобытного человека выделяют две стадии:
Дикость – производство простейших орудий труда и с их помощью присваивание средств к жизни; присваивающий образ жизни;
Варварство – приручение и разведение домашних животных, и возделывание растений, в первую очередь злаков; производящий образ жизни.
Труд освободился от примитивной, инстинктивной формы и стал исключительным достоянием человека.
Первобытная общность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, расколовшим общество на враждебные классы, поставившим на место всех физич. и духовных чувств человека – чувство обладания.
2. Рабство – господство рабского труда и деление людей на людей-индивидов и людей-вещей.
Рабство – это «простейшая, наиболее стихийно сложившаяся форма разделения труда» (Энгельс) на материальный и духовный, но создавшая предпосылки для экономич, политич. и интеллектуального развития человечества.
Рабство изжило себя, ибо для повышения эффективности труда требовалось уже не «живое орудие», а самостоятельно организующий свою работу индивид.
3. Феодализм – ускорение распада родовых связей, усиление социального расслоения, формирование различных сословий.
Имея свой надел, крестьянин до известной степени принадлежащий себе развивался как относительно свободное существо.
Религия при феодализме выступает в качестве "наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции" социального порядка: философия, право, мораль, искусство, литература, образование пронизаны религиозным мировоззрением.
4. Капиталистическая формация – отделение производителя от средств производства, лишение собственности на землю у народных масс, жизненных средств, орудий труда, превращение их в наемных рабочих и, соответственно, превращение феодальной эксплуатации в капиталистическую.
Развитие человеческой сущности связано с тремя стадиями:
Домонополистическая (доиндустриальная) – ручной труд;
Монополистическая (индустриальная) – абстрактный труд, вещные отношения, машинный труд;
Современная (постиндустриальная) – преддверие новой формации: производство информации, интеллектуальная собственность, замена труда наукой, разрушение материальных и духовных ценностей капитализма, развитие экономики, рождающей социализм, вызванный к жизни необходимостью и не имеющий альтернативы.
5. Коммунистическая формация – равенство по отношению к средствам производства.
Переход средств производства в обществ.собственность и лишение собственности капиталистов открывают возможность для серьёзного развития производит.сил общества, но при этом сохраняется один из источников соц.неравенства – существенное различие умственного и физич.труда.
Коммунистическое общество основано на всеобщем непосредственно общественном труде.
- 1. Основной вопрос философии, его структура и варианты ответа. Формы материализма и идеализма. Второй вопрос философии.
- 2. Второй уровень – тройственный вопрос: о сущности мира, о сущности сознания и о сущности отношения сознания к материи.
- 4. Второй вопрос философии.
- 2. Социальные и гносеологические корни философии, материализма и идеализма. Проблема партийности философии.
- 3. Античная философия.
- 5. Античный материализм.
- 6. Античный идеализм.
- 4. Европейская философия Средних веков и эпохи Возрождения.
- 5. Английский материализм 17 века. Французский материализм 18 века.
- 9. Философия 17в.
- 10. Философия 18в.
- 6. Философия р.Декарта. Философия б.Спинозы.
- 7. Философия и.Канта.
- 8. Философия г.Гегеля.
- 9. Философия л.Фейербаха.
- 10. Русская философия 18-20 вв.: просветители, революционеры-демократы, в.С.Соловьев, н.А.Бердяев, "русский космизм".
- 11. Позитивизм и неопозитивизм.
- 12. Экзистенциализм.
- 13. Возникновение марксизма: предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.
- 14. Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
- 18. Предмет, структура и функции научной философии.
- 15. Философия и частные науки. Философия и искусство. Философия и политика.
- 2. Философия и частные науки.
- 16. Проблема сущности мира. Донаучные представления о материи.
- 17. Ленинское определение материи. Дискуссии о материи в советской философии.
- 18. Материя как субстанция. Атрибуты материи.
- 19. Пространство и время — формы бытия материи.
- 20. Движение — способ существования материи.
- 22. Сущность физической формы материи.
- 23. Сущность химической формы материи.
- 24. Сущность биологической формы материи.
- 25. Сущность социальной формы материи (человека).
- 26. Донаучные концепции сознания. Психология о сущности сознания и его структуре.
- 27. Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.
- 28. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.
- 29. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.
- 30. Принцип всеобщей связи.
- 31. Принцип развития.
- 32. Закон перехода количества в качество и качества в количество.
- 33. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 34. Закон отрицания отрицания.
- 35. Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное и единичное.
- 36. Необходимость и случайность. Явление и сущность.
- 37. Форма и содержание. Возможность и действительность. Причина и следствие.
- 38. Конкретно-всеобщая теория развития. Развитие материи как целостный процесс. Философия и пограничные науки.
- 39. Единый закономерный мировой процесс и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
- 40. Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии.
- 41. Чувственное познание. Его формы.
- 42. Логическое познание. Его фундаментальный уровень.
- 1. Осн. Логич. Процессы.
- 2. Осн.Логич.Формы.
- 3. Осн.Логич.Законы.
- 43. Обыденное познание. Научное познание.
- 39. Обыденное познание.
- 40. Научное познание, его уровни, формы и методы.
- 44. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины.
- 41. Истина.
- 42. Практика.
- 45. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация.
- 45. Материалистическое понимание истории.
- 46. Сущность человека. "Сущностные силы" человека.
- 47. Индивид и общество. Понятие личности, ее формирование. Роль народных масс и личности в истории.
- 49. Проблема индивида и общества.
- 48. Человек как объект биологического исследования.
- 49. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации.
- 50. Материальное производство: структура и источники развития.
- 51. Производительные силы: структура и источники развития. Производственные отношения: структура и источники развития.
- 52. Сущность труда.
- 53. Собственность: природа, структура, тенденции развития.
- 54. Свобода и социальные факторы ее развития.
- 55. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы, направления развития.
- 56. Исторические общности людей.
- 57. Классы и классовая борьба.
- 56. Классовая структура общества.
- 58. Происхождение и сущность государства.
- 59. Индивидуальное и общественное сознание. Законы развития общественного сознания.
- 58. Сущность и законы развития общественного сознания.
- 60. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 61. Сущность истории человечества, ее закономерности. Единство и многообразие исторического процесса.
- 62. Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.
- 63. Капиталистическая формация. Постиндустриальное общество.
- 64. Теория коммунистической формации.