logo
5_po_filosofii

49. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации.

Общественно-экономич. формация (ОЭФ) – это общество на опред. ступени развития. Основу каждой ОЭФ образует способ производства – это единство производит. сил и производств. отношений.

Ведущими здесь являются производит. силы, которые и определяют производств. отношения. Совокупность производственных отношений составляют экономический базис формации. Над ним возвышается надстройка. Составляющие надстройки: идеи, взгляды, идеологические отношения и соответствующие им учреждения.

Наряду с формационным подходом, связанным с выделением крупнейших типов общества и ступеней его развития, существует также цивилизационный подход, основанный на понятии «цивилизация». Понятие цивилизация имеет несколько смыслов. Первый: ступень развития, следующая за варварством (Морган – США, Энгельс); 2 смысл: как процесс общественного совершенствования (англоязычные страны); локальные цивилизации – отличия по географ. признаку и по духовной культуре, чаще всего религии. Историч. процесс имеет направленный характер. Общее направление – все более полная реализация потенциально бесконечной универсальной сущности человека. «цивилизация» - это конкретно-историч.формации, связанные с крупными факторами жизни общества – использованием железа, пара и машин, атомной энергии и т.д.

Направленность исторического процесса от низшего к высшему рождается из природы способностей и потребностей, труда и познания, производства и потребления.

Цель истории – создание условий для всестороннего развития человека, которое означает и всестороннее удовлетворение биологических потребностей, и развитие задатков человека.

Важным фактором, определяющим направленность исторического процесса, является сознание. Уже фундаментальная структура его – деление на две ступени: чувственную и логическую – выражает основную тенденцию процесса познания – усложнение.

Одно из крупных открытий Маркса – единый закономерный исторический процесс, «магистраль» которого образована последовательностью пяти общественно-экономических формаций.

Основные ступени исторического процесса:

1. Первобытно-общинная формация – первая ступень сформировавшегося общества. В развитии первобытного человека выделяют две стадии:

Труд освободился от примитивной, инстинктивной формы и стал исключительным достоянием человека.

Первобытная общность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, расколовшим общество на враждебные классы, поставившим на место всех физич. и духовных чувств человека – чувство обладания.

2. Рабство – господство рабского труда и деление людей на людей-индивидов и людей-вещей.

Рабство – это «простейшая, наиболее стихийно сложившаяся форма разделения труда» (Энгельс) на материальный и духовный, но создавшая предпосылки для экономич, политич. и интеллектуального развития человечества.

Рабство изжило себя, ибо для повышения эффективности труда требовалось уже не «живое орудие», а самостоятельно организующий свою работу индивид.

3. Феодализм – ускорение распада родовых связей, усиление социального расслоения, формирование различных сословий.

Имея свой надел, крестьянин до известной степени принадлежащий себе развивался как относительно свободное существо.

Религия при феодализме выступает в качестве "наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции" социального порядка: философия, право, мораль, искусство, литература, образование пронизаны религиозным мировоззрением.

4. Капиталистическая формация – отделение производителя от средств производства, лишение собственности на землю у народных масс, жизненных средств, орудий труда, превращение их в наемных рабочих и, соответственно, превращение феодальной эксплуатации в капиталистическую.

Развитие человеческой сущности связано с тремя стадиями:

  1. Домонополистическая (доиндустриальная) – ручной труд;

  2. Монополистическая (индустриальная) – абстрактный труд, вещные отношения, машинный труд;

  3. Современная (постиндустриальная) – преддверие новой формации: производство информации, интеллектуальная собственность, замена труда наукой, разрушение материальных и духовных ценностей капитализма, развитие экономики, рождающей социализм, вызванный к жизни необходимостью и не имеющий альтернативы.

5. Коммунистическая формация – равенство по отношению к средствам производства.

Переход средств производства в обществ.собственность и лишение собственности капиталистов открывают возможность для серьёзного развития производит.сил общества, но при этом сохраняется один из источников соц.неравенства – существенное различие умственного и физич.труда.

Коммунистическое общество основано на всеобщем непосредственно общественном труде.