logo
5_po_filosofii

4. Европейская философия Средних веков и эпохи Возрождения.

7. Философия Средних веков. (5-13в.)

В феодальном обществе главной формой осознания мира и самого себя стала религия. Период феодализма характеризуется безраздельным господством религии и церкви в духовной жизни общества. Материализм, как система философских взглядов, исчезает в Западной философии на тысячу лет. Средневековье знает только одну философию – религиозную. Это была своеобразная «проба истории» построить человеческое существование на идейных началах религии и идеализма.

Господствующее положение в философии феодализма занимала схоластика, которая рассматривала в качестве пути постижения Бога разум, логические рассуждения, а не мистическое созерцание и чувство. Характерной чертой схоластики была слепая вера в «авторитеты». Источники схоластики – учение Платона; идеи Аристотеля, из которых устранены все его материалистические взгляды; Библия.

Наиболее крупным идеологом схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Его основные труды – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Развивая взгляды Аристотеля, Фома рассматривал Бога как «чистую форму», первопричину и конечную цель всего существующего. В его взглядах важное место занимает учение о божественном творении мира. Вещь – единство материи и формы; при этом материя – результат божественного творения. Вещи становятся вещами только благодаря форме.

Фома Аквинский делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, душа бессмертна) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты человеком на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеч.разуму (сотворение мира, троичность бога). Характерно, что непостижимыми оказались такие догматы, в которых в наибольшей мере проявлялись противоречия понятия бога.

В противоположность античным оптимистическим представлениям о человеке как телесном земном существе, микрокосме, способном к познанию мира, теология и схоластика создали аскетическую концепцию греховного существа.

В Средневековье вызревает также и материалистическая тенденция, которая нашла свое первое выражение в концепции номинализма. Одним из крупнейших вопросов схоластики был вопрос о природе общих понятий, по которому были выдвинуты 2 осн.противоположные концепции. С точки зрения реализма (Фома Аквинский) общие понятия, или универсалии, существуют объективно, вне человеч.сознания и вне вещей. Универсалии есть только названия, даваемые нами сходным вещам. Существовал также концептуализм, согласно которому универсалии – не только имена вещей, но и большие понятия, существующие лишь в человеческом сознании.

8. Философия эпохи Возрождения. (14-16в.)

Эпоха Возрождения – поздний период феодального общества. Зарождение новых производит.сил и производств.отношений обусловливает возникновение и развитие естеств.наук. Это выражается, прежде всего, в возникновении нового, более реалистического взгляда на природу и человека. Культура эпохи Возрождения носит яркий антифеодальный и антицерковный характер.

Новый социально-экономический уклад обусловил усиление материалистической тенденции, выразившейся в появлении пантеизма. Он отождествлял природу и бога и был переходом от религиозной философии к материализму.

Крупнейшим достижением науки этой эпохи явилась гелиоцентрическая система Н.Коперника, которая пришла на смену геоцентрической системе Аристотеля и составила целую революцию в естествознании. Коперник считал, что Вселенная конечна, ее совершенная форма – сферическая, а естественное движение – круговое. В первой своей фундаментальной книге "Об обращениях" Коперник отстаивает следующие тезисы: 1) мир сферичен; 2) Земля также сферична; 3) движение небесных тел единообразное, круговое и постоянное, т.е. состоит из круговых движений; 4) Земля движется по круговой орбите вокруг центра, одновременно вращаясь вокруг своей оси; 5) пространство небес огромно в сравнении с размерами Земли.

Один из крупнейших философов-пантеистов Н.Кузанский утверждал, что земля не является центром мира, а природа бесконечна. С его точки зрения, человеческое познание достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не вследствие схоластических рассуждений.

Материалистическое содержание имела и пантеистическая философия Джордано Бруно, основывающаяся на учении Коперника. Он считал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. Она не перемещается в пространстве, ибо не имеет вне себя ничего, к чему она могла бы переместиться, потому что она - все. Она не возникает, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать или ожидать, поскольку она охватывает все бытие. Она не разлагается, потому что нет другой вещи, в которую бы она превратилась, поскольку она - всякая вещь. Она не может уменьшаться или расти, поскольку она бесконечна. Она не материя, ибо не имеет и не может иметь очертаний, не имеет и не может иметь границ. Она не есть форма, потому что не дает форм и очертаний ничему другому, поскольку она - все. Она не поддается измерению и не является мерой. Она недоступна постижению. Она не познана. Она не сравнима ни с чем, ведь она не есть то и другое, но одно и то же. Поскольку она - одно и то же, она не имеет разных сущностей, не имеет и разных частей, она не есть сложное. Это род термина, не являющегося термином; форма, которая не является формой; такая материя, что уже не материя; и такая душа, которая скорее не душа: потому что это - неразличимое все, и вселенная есть единое". Считал, что Вселенная состоит из бесконечного множества миров.

Жизнь бесконечна, в нас бесконечна индивидуальность, как и во всех сложных вещах. Умереть не означает испариться, ибо "ничто не исчезает совсем"; умереть - это только измениться случайным образом. Но почему происходит это изменение? Почему материя всегда ищет другую форму? Возможно, она ищет другой способ бытия! И именно в этом заключается различие между вселенной и отдельными вещами во вселенной: "Вселенная включает все бытие и все способы бытия; из вещей каждая имеет бытие, но не все способы бытия".