logo
5_po_filosofii

4. Второй вопрос философии.

Это вопрос о движении и развитии. Возникают 2 противоположные концепции: диалектика (Гераклит, Платон, Гегель) – учение о развитии и метафизика (Парменид) – отрицание развития. В своем чистом виде метафизика отрицает даже реальное движение, представляя бытие как абсолютно неподвижное. Однако существование движения и развития настолько очевидно, что наибольшее распространение получили метафизические концепции, которые в той или иной мере признают движение и развитие, но дает им упрощенное, одностороннее истолкование. Поэтому обычно говорят о двух концепциях развития – диалектической и метафизической.

Вопрос о соотношении движения и развития.

Движение – это изменение вообще; снятие абстрактного тождества предмета с собой.

Развитие – движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Оно непостоянное, скачкообразное, разнонаправленное.

Московская школа философии считает, что движение включает развитие; развитие – вид, частный случай движения. Но развитие предполагает постоянное появление чего-то нового. А если развитие – частный случай движения, то оно должно возникать, но возникновение развития – есть уже развитие, => развитие возникать не может, оно есть всегда => оно не частный случай движения. Значит движение и развитие примерно равны. Движение – сторона развития.

Регресс – момент усложнения; исчезновение старого во время появления нового; составная часть прогресса.

Развитие выступает в 2х формах:

- объективное – действительный процесс развития мира, в т.ч. человека, не зависящее от нашего сознания;

- субъективное – процесс развития мышления человека.