logo
5_po_filosofii

8. Философия г.Гегеля.

Гегель (1770-1831) – крупнейший объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия – абсолютной логической идеи и развития. Логическая идея – мысль, существующая объективно, сама по себе и порождающая природу и человека; они – результаты, ступени мышления, логической идеи.

По Гегелю, развитие – движение от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому содержанию. Развитие идеи – это процесс ее самопознания, движения к истине. Каждая последующая ступень познания выступает в качестве истины предыдущей и находит свою истину в последующей ступени.

Согласно Гегелю, идея проходит в своем развитии 3 осн.ступени: Логику, Природу, Дух. Эти ступени анализируются Гегелем в произведениях: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Развитие идеи в целом и на каждой более частной ступени определятся логикой отрицания отрицания, которая образует последовательность: тезис-антитезис-синтез. «Триада» отрицания отрицания формирует всю логику системы философии Гегеля. Так, Логика есть тезис, Природа - антитезис, Дух - синтез.

На ступени Логики идея, существуя до природы, пространства и времени, развивает из себя свое собственное богатство содержания. Развитие идеи Гегель начинает с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишенная каких-либо определений, каких-либо характеристик. Поскольку бытие «совершенно лишено определений», оно есть ничто. «Бытие и ничто суть одно и то же». Борьба бытия и заложенного в нем небытия (ничто) создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, в свою очередь переходящее в качество, количество и меру.

На ступени Природы идея переходит в свое инобытие. Природа включает 3 «царства»: механика, физика, органика, которые суть выражения развития идеи.

Исчерпав возможности развития в форме Природы, идея «возвращается в самое себя», переходя в Дух – идея, выраженная в человеч.обществе. Пройдя ряд последовательных этапов развития, на этой ступени идея приходит к осознанию самой себя в целом («абсолютный дух»).

Гегель утверждал, что развитие абсолютное идеи бесконечно. Однако фактически из его философии следовал вывод о конечном характере развития идеи, вершиной или конечным результатом которого выступают его философия (поскольку она объяснила логическую идею) и прусская сословная монархия.

Развитие Гегелем понимается как порождение единичных вещей общим (субстанцией), что совершенно неверно. В реальной жизни ничто единичное не рождается из общего как такового.

В системе Гегеля человеку отведено весьма важное место. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является закономерным этапом единого мирового процесса, логическим, разумным результатом развития идеи. Однако люди в системе развивающейся идеи оказываются лишь пассивным проявлением мирового духа.

Философия Гегеля содержит неразрешимое внутр.противоречие между идеалистической системой и диалектическим методом. Как только в основу развития Гегель кладет логическую идею, диалектика приобретает непоследовательный, ограниченный характер, т.к. развитие должно прекратиться, когда идея познает самое себя. В философии Гегеля диалектика достигла наивысшего уровня, который был возможен в рамках идеалистич.концепции мира. Исторический урок философии Гегеля заключается в том, что диалектика не может стать научной и последовательной, если она развивается на базе идеализма.