logo
5_po_filosofii

9. Философия 17в.

В 17-18в. в Западной Европе буржуазный уклад получил уже значительное развитие, что обусловило глубокий кризис феодального общества. Совершаются первые буржуазные революции в Нидерландах, Англии. Быстрыми темпами начинает развиваться естествознание, прежде всего механика и математика. Появляется первая фундаментальная научная физическая концепция – механика Ньютона. Материализм становится главной формой философских взглядов нового революционного класса – буржуазии.

В Новое время материализм представлен трудами английских философов Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Д.Локка. Бэкон считается родоначальником англ.материализма. Он подверг глубокой критике основы схоластической философии, которая, по его мнению, основана на 4х «идолах», «призраках», т.е. заблуждения, ложные понятия, которые мешают поиску истины.

1. Идолы роды, которые вскормлены самой человеч.природой, семьей, или родом; это особенности разума человека, которые искажают природу вещей, делая их такими, какими их хотят видеть, а не какие они есть на самом деле. Человек считает верным предпочтительное и отвергает трудное.

2. Идолы пещеры, которые исходят от отдельного человека ввиду индивидуальных особенностей физиологии, воспитания и влияния других людей. «Они берут свое происхождение из особой природы души и тела индивида, его воспитания и привычек или других случайностей».

3. Идолы площади – идолы, зависящие от взаимных контактов человеческого рода. В самом деле, связь между людьми осуществляется при помощи языка, но иногда люди дают вещам неадекватные, несоответствующие им имена и достаточно некритического и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: или это названия несуществующих вещей (например, «ангелы», «судьба», и т.д.), или это названия вещей существующих, но путаные и неопределенные.

4. Идолы театра – слепая вера в авторитеты; они проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин. Бэкон считал «все философские системы сказками, предназначенными быть разыгранными на сцене».

Чтобы избежать, обмануть идолы, человек должен опираться на опыт. Далее восходить от единичных фактов к общим понятиям, т.е. Бэкон применял метод индукции.

Бэкон сформулировал понятие материи как природы, или совокупности вещей. По Бэкону, материя обладает движением, которое он понимает как активную внутреннюю силу. Бэкон, а вслед за ним Гоббс и Локк считали движение и покой равноправными свойствами материи. Это ставило философию перед трудноразрешимой проблемой: как чистый, абсолютный покой превращается в движение, а чистое, абсолютное движение – в покой? Признавая движение, все материалисты 17-18в. отрицали развитие материи, оставались метафизиками.

Гоббс считается систематиком бэконовского материализма. Он был атеистом, враждебно относился к схоластике. Гоббс переходит на позиции механицизма, сводя все формы движения к механической. Гоббс считал геометрию образцом логического мышления, а механику Галилея – идеалом естествознания.

Политическая философия начинается с работы Гоббса «О гражданине» (1642). В «Левиафане» он рассматривает сущность государства и его происхождение и разрабатывает теорию естественного происхождения государства (теория обществ.договора): общество в своем развитии проходит 2 ступени: естественную (война всех против всех, человек человеку волк) и общественную (государство, которое появляется, потому что людям надоело жить в состоянии войны и они договариваются отдать часть своих естеств.прав монарху).

Локк разработал и обосновал принцип сенсуализма: он доказывал, что все человеч.знания имеют чувственное происхождение (в разуме нет ничего такого, что не содержалось бы первоначально в ощущениях). Локку принадлежит теория «первичных» и «вторичных» качеств, которыми обладают вещи. Первичные – объективные и реальные качества тел, которые всегда находятся в них (протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя); это в сущности геометрические и механические свойства вещей, поддающиеся количественному измерению. Воздействуя на наши органы чувств, они вызывают вторичные, субъективные качества – комбинации первичных качеств (цвет, вкус, запах). Т.е. мир обладает только количественными различиями, качество имеет чисто субъективную природу. Первичные качества представляют собой свойства самих тел, а вторичные возникают из встречи объекта с субъектом.